Крамской

96

Иван Николаевич [27.5(8.6).1837. Острогожск, ныне Воронежской области, — 24.3(5.4).1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь русского демократического художественного движения 1860—80-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857—63 учился в АХ в Петербурге. В её стенах выступил против академического искусства, явился инициатором «бунта четырнадцати», который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Под воздействием идей русских революционных демократов К. Утверждал представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма, идейности и народности искусства. Стал одним из главных создателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок (см.

Передвижники). В 1863—68 преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. Создал галерею портретов крупнейших русских писателей, учёных, художников и общественных деятелей (портреты. Л. Н. Толстого, 1873, И. И. Шишкина, 1873, П. М. Третьякова, 1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879, — все в Третьяковской галерее. С. П. Боткина, 1880, частное собрание, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность рисунка и тщательность светотеневой моделировки подчёркивают ведущую роль углублённой психологической характеристики. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психического склада, богатство и интенсивность внутренней жизни моделей, портреты К. Воплощают одновременно возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине.

Демократические взгляды К. Нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест («Полесовщик», 1874, Третьяковская галерея. «Мина Моисеев», 1882, Русский музей, Ленинград. «Крестьянин с уздечкой», 1883, Киевский музей русского искусства). Центральное произведение К. — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея). Продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, К. Трактует религиозный сюжет в морально-филосовском плане, придаёт ему актуальное общественное звучание. «Очеловечив» Христа, придав его драматическим переживаниям глубоко психологическое жизненное истолкование, К. Воплотил в картине сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования.

Стремясь к расширению идейно-художественному содержания образов, К. Создал произведение, стоящие на грани портрета и тематической картины («Некрасов в период «Последних песен»», 1877—78, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884, — все в Третьяковской галерее). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб. В ряде поздних произведениях художника проявились черты салонной красивости. Демократическая направленность творчества К., его проницательные критические суждения об искусстве, свойственные ему настойчивые поиски объективных общественных критериев оценки художественных произведений оказали существенное влияние на развитие демократического искусства и художественной мысли в России последней трети 19 в.

Соч. Письма. Статьи, т. 1—2, М., 1965—1966. Лит. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887, СПБ. 1888. Репин И. Е., Иван Николаевич Крамской. Памяти учителя, «Русская старина», 1888, [май]. Гольдштейн С. Н., И. Н. Крамской, М., 1965. И. Н. Крамской. «Христос в пустыне». 1872. Третьяковская галерея. Москва. И. Н. Крамской. Автопортрет (фрагмент). 1874. Третьяковская галерея. Москва..

Значения в других словарях
Крамов

Александр Григорьевич [23.12.1884 (4.1.1885), Киев, — 17.5.1951, Харьков], русский советский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1944). Окончил театральную школу E. А. Лепковского (1905) и вступил в труппу киевского театра Соловцова. Окончил юридический факультет Киевского университета (1908). В 1909—12 играл в Херсоне, Самаре, Петербурге (роли. Хлестаков — «Ревизор» Гоголя, Митрофанушка — «Недоросль» Фонвизина и др.). С 1919 работал в московских театрах — Революции, бывший Корша и др. В Теа..

Крамов Александр Григорьевич

Крамов Александр Григорьевич [23.12.1884 (4.1.1885), Киев, ≈ 17.5.1951, Харьков], русский советский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1944). Окончил театральную школу E. А. Лепковского (1905) и вступил в труппу киевского театра Соловцова. Окончил юридический факультет Киевского университета (1908). В 1909≈12 играл в Херсоне, Самаре, Петербурге (роли. Хлестаков ≈ «Ревизор» Гоголя, Митрофанушка ≈ «Недоросль» Фонвизина и др.). С 1919 работал в московских театрах ≈ Революции, бывший Корша и др...

Крамской Иван Николаевич

Крамской Иван Николаевич [27.5(8.6).1837. Острогожск, ныне Воронежской области, ≈ 24.3(5.4).1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь русского демократического художественного движения 1860≈80-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857≈63 учился в АХ в Петербурге. В её стенах выступил против академического искусства, явился инициатором «бунта четырнадцати», который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. ..

Крамсу

(Kramsu) Карло Роберт (22.12.1855, Оулу, — 28.8.1895, Куопио), финский поэт. Учился в Хельсинкском университете (не закончил). Первый сб. К. «Стихотворения» издан в 1878. Стихи К. Пронизаны пафосом классовой борьбы. Ненависть к социальному неравенству нашла выражение в балладах «Илкка» и «Битва при Сантавуори» — об антифеодальном крестьянском восстании 1596—97. В балладе К.«Яааккима Берендс» показан конфликт между крестьянином и феодалом, а в стихотворении «Спартак» К. Призывал к борьбе за свобо..

Крамской

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887), живописец, художественный критик. Один из главных создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Утверждал принципы реалистического искусства, представление о высоком общественном служении художника. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры ("Л.Н. Толстой", 1873. "И. И. Шишкин", 1877) и крестьян ("Полесовщик", 1874). Тематические полотна посвящены философско-эти-ческим проблемам ("Хр..

Крамской

(Иван Николаевич) — известный живописец (1837-1887). Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу. Перебравшись в 1856 г. В Петербург, продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в акд. Худ..

Крамской

Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской области – 1887, Санкт-Петербург), русский живописец, теоретик искусства, художественный критик. Родился в семье мелкого служащего, письмоводителя городской думы. Закончил Острогожское уездное училище (1850), с 13 лет работал писарем, подмастерьем у иконописца, ретушёром у фотографа, мечтая о профессии художника. Учился в Петербургской академии художеств (1857–63), считался одним из лучших учеников. Возглавил «Бунт четырнадцати», выразившийся в отказ..

Крамской

КРАМСКОЙ КРОМСКОЙФамилия выдающегося русского художника, по-видимому, была неправильно записана. Надо было бы Кромской, по городу Кромы (ныне Орловской области). (Ф). ..

Крамской

Иван Николаевич (1837-1887)русский живописец, автор многих известных картин, в том числе и на евангельские сюжеты ("Христос в пустыне").. ..

Дополнительный поиск Крамской Крамской

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крамской" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крамской, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа