Культурно-национальная автономия

171

оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. Некоторыми деятелями австрийской социал-демократии и являвшаяся составной частью Австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса (См. Национальный вопрос) в условиях австро-венгерского многонационального буржуазно-феодального государства без ликвидации его социальной основы. Наиболее видными представителями этой теории были К. Реннер и О. Бауэр, хотя независимо от них аналогичные взгляды с некоторыми вариациями возникли также и у словенских социал-демократов (Э. Кристан и др.). Наиболее полно теория К.-н. А. Сформулирована Бауэром в книге «Национальный вопрос и социал-демократия» (1907, рус. Пер. 1909). «Все нации, — писал Бауэр, — где бы они ни жили, всегда составляли бы корпорации, самостоятельно заведующие своими национальными делами.

В одном и том же городе жили бы рядом, друг другу не мешая, две или несколько наций, которые спокойно развивали бы формы своего национального самоуправления, строили бы свои образовательные учреждения...» (указ. Работа, СПБ, 1909, с. 368). Основой К.-н. А. Была ошибочная теория нации (См. Нация) как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В теории К.-н. А. Нация отрывалась от занимаемой территории, игнорировался раскол нации на противоположные классы. К.-н. А. Сводила решение национального вопроса лишь к достижению национального самоуправления, ограниченного вопросами культуры, школы и языка, оторванными от политической борьбы классов. На деле это означало бы изоляцию, разобщение различных частей пролетариата по национальному признаку, подчинение его буржуазии.

Разоблачая оппортунистический характер теории К.-н. А., В. И. Ленин критиковал также попытки перенести её на почву многонационального Российского государства, подменить ею принципы интернационализма. Пятнадцать работ Ленина (написанных в 1913—14) содержат критику австрийских и российских сторонников К.-н. А., бундовцев, меньшевиков, буржуазных идеологов и политиков. Ленин показал несостоятельность теории К.-н. А. И с позиций последовательного интернационализма доказал, что «. Пропаганда ее является проповедью утончённого национализма» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 24, с, 342). Ленин констатировал, что теория К.-н. А. Возникла из идеалистической концепций нации узкого круга социал-демократических лидеров и не имела никакого шанса на осуществление.

«В Австрии культурно-национальная автономия осталась в значительной степени литераторской выдумкой, которую не взяли всерьез сами австрийские социал-демократы» (там же, с. 135). Ленин указал также, что теорию К.-н. А. Породило отчаяние её авторов, не видевших возможности решения национальной проблемы в Австро-Венгрии на пути подлинно революционной борьбы. В этой связи Ленин писал. «Только на востоке Европы, в отсталой феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и политическая жизнь застопорена мизерно-мелкой дракой (даже хуже. Сварой, потасовкой) из-за языков, возникла эта идея отчаявшегося мелкого буржуа» (там же, с. 176). Утопичность теории К.-н. А. Была настолько велика, что несмотря на значительное идеологическое влияние Реннера и Бауэра в австрийской социал-демократии, она не приобрела характера партийного документа (см.

Брюннская программа). В то время как Реннер продолжал исповедовать теорию К.-н. А., Бауэр под давлением реальной действительности начал фактически менять свои позиции, не отказываясь формально от К.-н. А., выдвигал лозунг территориальной автономии, а почти накануне распада Австро-Венгрии в 1918 выдвинул лозунг самоопределения наций с правом отделения. Т. О., теория К.-н. А. Продемонстрировала свою теоретическую и практическую несостоятельность. Лит. Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 23. Его же, Тезисы по национальному вопросу, там же. Его же, О «культурно-национальной» автономии, там же, т. 24. Его же, О национальной программе РСДРП, там же. Его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же.

Его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25. Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2, М., 1946. В. М. Турок.

Значения в других словарях
Культурно-историческая школа (в искусствоведении)

Культурно-историческая школа, направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в. И разработавшее принцип историко-генетического изучения литературы и искусства. Выдвинутый в конце 18 в. И. Гердером. ..

Культурно-историческая школа (в этнографии)

Культурно-историческая школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. Н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером. ..

Культурно-просветительная работа

в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. Р. Является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола. Под термином «К.-п. Р.» понимают направленную деятельность клубных учреждений (См. Клубные учреждения), массовых библиотек (См. Библиотека), парков и садов кул..

Культурно-просветительное образование

в СССР система подготовки специалистов высшей и средней квалификации для культурно-просветительных учреждений. Клубных работников (методистов — организаторов клубной работы, руководителей коллективов художественной самодеятельности), а также библиотекарей, библиографов (см. Библиотечно-библиографическое образование). Подготовка кадров для культурно-просветительной работы (См. Культурно-просветительная работа) началась уже в первые годы Советской власти по инициативе В. И. Ленина и Н. К. Крупск..

Культурно-национальная Автономия

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - право национальных меньшинств в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. П.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в нач. 20 в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.. ..

Культурно-национальная Автономия

Право национальных меньшинств в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. П.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в нач. 20 в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.. ..

Культурно-национальная автономия

(культурная автономия). ..

Культурно-национальная Автономия

См. Национально-культурная автономия.. ..

Культурно-национальная Автономия

КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ. КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - в конституционном праве предоставление какой-либо обособленной этнической общности, составляющей меньшинство в данном государстве, определенной самостоятельности в вопросах организации образования и других форм культурной жизни (право создания национальных школ, библиотек, театров и т.д.). К.а. Распространяется не на какую-либо конкретную территорию, а на всех представителей определенной национальности. К.а. Реализуется через такие организ..

Дополнительный поиск Культурно-национальная автономия Культурно-национальная автономия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культурно-национальная автономия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культурно-национальная автономия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 32 символа