Культурно-просветительное образование

83

в СССР система подготовки специалистов высшей и средней квалификации для культурно-просветительных учреждений. Клубных работников (методистов — организаторов клубной работы, руководителей коллективов художественной самодеятельности), а также библиотекарей, библиографов (см. Библиотечно-библиографическое образование). Подготовка кадров для культурно-просветительной работы (См. Культурно-просветительная работа) началась уже в первые годы Советской власти по инициативе В. И. Ленина и Н. К. Крупской в связи с осуществлением культурной революции в стране. В 1918 в Петрограде для подготовки культпросветработников был создан институт внешкольного образования (с 1925 — Коммунистический политико-просветительный институт, ныне Ленинградский институт культуры им.

Н. К. Крупской). В 1924 в Москве при Академии коммунистического воспитания открылся культурно-просветительный факультет. В 20—30-е гг. Организована сеть политико-просветительных институтов, совпартшкол, в которых имелись отделения для подготовки культпросветработников. Такие же отделения существовали и в педтехникумах. С 1937 на базе совпартшкол стали создаваться политпросвет-техникумы, которые в 1938 были реорганизованы в 3-годичные политпросветшколы (работавшие на базе 7-летнего образования). В конце 40 — начале 50-х гг. Стала складываться современная система К.-п. О. В библиотечных институтах и техникумах открылись факультеты (отделения) культпросветработы, в 1959 на таких факультетах Ленинградского, Московского и Харьковского институтов введена художественная специализация.

В 1964 библиотечные институты реорганизованы в институты культуры (см. Культуры институты). Основным типом средних культурно-просветительных учебных заведений стали Культурно-просветительные училища и школы. Подготовка культпросветработников была организована также в ряде библиотечных техникумов, музыкально-педагогических и педагогических училищ, в некоторых институтах искусств, консерваториях, театральных и педагогических вузах, а также в высших школах профдвижения в Москве и Ленинграде. В 1972/73 учебном году в высших и средних специальных учебных заведениях по специальности «культурно-просветительная работа» обучалось 73,4 тыс. Человек (в т. Ч. 18,8 тыс. Человек в вузах), на 1-й курс принято 24,5 тыс. Человек (4,9 в вузы), выпущено 15,7 тыс.

Специалистов (2,7 тыс. Из вузов). Подготовку специалистов осуществляли 11 институтов культуры, 14 факультетов в др. Вузах, 129 средних специальных учебных заведений. Современное К.-п. О. Предусматривает широкую общенаучную и специальную подготовку будущих специалистов. В числе специальных дисциплин — история и теория культуры, история культурно-просветительной работы, (теория клубоведения, методика организации клубной работы, практикумы по техническим средствам клубной работы, наглядной агитации и пропаганде и др., а также предметы по избранной художественной специализации — хоровой, оркестровой, хореографической, театральной (см. Также Музыкальное образование, Театральное образование). Научные и педагогические кадры в области культурно-просветительной работы готовятся в аспирантуре при Ленинградском, Московском, Харьковском институтах культуры.

В др. Социалистических странах подготовка культпросветработников осуществляется на специальных факультетах в университетах (например, Пражском, Братиславском, Варшавском, Будапештском, Софийском) и на отделениях библиотечных школ. В капиталистических странах К.-п. О. Как самостоятельной отрасли специального образования не существует. Г. А. Пелисов.

Значения в других словарях
Культурно-национальная автономия

оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. Некоторыми деятелями австрийской социал-демократии и являвшаяся составной частью Австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса (См. Национальный вопрос) в условиях австро-венгерского многонационального буржуазно-феодального государства без ликвидации его социальной основы. Наиболее видными представителями этой теории были К. Реннер и О. Бауэр, хотя независимо от них аналогичные взгляды с некот..

Культурно-просветительная работа

в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. Р. Является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола. Под термином «К.-п. Р.» понимают направленную деятельность клубных учреждений (См. Клубные учреждения), массовых библиотек (См. Библиотека), парков и садов кул..

Культурно-просветительные училища и школы

средние специальные учебные заведения для подготовки культурно-просветительных работников, библиотекарей. В 1973 в СССР было 116 К.-п. У. И ш. См. Культурно-просветительное образование, Библиотечно-библиографическое образование. ..

Культурные пастбища

высокоурожайные кормовые угодья, используемые для выпаса скота. Их создают путём поверхностного улучшения природных кормовых угодий (См. Кормовые угодья) или малопродуктивных старых травяных полей, а также посевом травосмесей на вновь осваиваемых землях. Различают К. П. Краткосрочного (5—6 лет) и долголетнего (7—10 и более лет) пользования. Создавать К. П начали в конце 19 в. В первую очередь в странах с развитым животноводством — в Нидерландах, Дании, Швеции и др. В СССР — в 30-х гг. 20 в. Наи..

Дополнительный поиск Культурно-просветительное образование Культурно-просветительное образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культурно-просветительное образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культурно-просветительное образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 37 символа