Аввакум

313

Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» (См. Кружок ревнителей благочестия) и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. Резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. С официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. Не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси.

Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. Многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. Был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. Не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения. «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. Был сожжён в срубе. Отстаивая старую веру, А. В своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов.

В борьбе со сторонниками Никона А. Обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. Была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону «старой веры», они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны. Самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света. А. Был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.

Соч. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. Его соч., М., 1960. Лит. История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967. Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966. Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб. Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.—Л., 1954. Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.—Л., 1958. Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963. И. А. Булыгин. Протопоп Аввакум. Фрагмент иконы 17 в..

Значения в других словарях
Аввад

Тауфик Юсеф (р. 1908, Бейрут), арабский писатель (Ливан). Получил юридическое образование. Тема рассказов сборников «Хромой мальчик» (1936) и «Шерстяная кофта» (1937) — жизнь простых людей. К этой тематике А. Обратился одним из первых в арабской литературе. Роман «Лепёшка» (1938) посвящён национально-освободительной борьбе сирийцев против турецкого ига. В 40—50-х гг. Выступал главным образом как литературный критик. Пьеса А. «Турист и переводчик» (1964) удостоена национальной литературной преми..

Аввад Тауфик Юсеф

Аввад Тауфик Юсеф (р. 1908, Бейрут), арабский писатель (Ливан). Получил юридическое образование. Тема рассказов сборников «Хромой мальчик» (1936) и «Шерстяная кофта» (1937) ‒ жизнь простых людей. К этой тематике А. Обратился одним из первых в арабской литературе. Роман «Лепёшка» (1938) посвящён национально-освободительной борьбе сирийцев против турецкого ига. В 40‒50-х гг. Выступал главным образом как литературный критик. Пьеса А. «Турист и переводчик» (1964) удостоена национальной литературной ..

Аввакум Петрович

Аввакум Петрович (1620 или 1621 ‒ 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол. ..

Авгерис

(Augеrēs) Маркос (псевд. Настоящее имя Георгос Пападопулос) (р. 1884, Янина), греческий писатель, критик и публицист. По образованию врач. С 1903 печатал стихи в журнале «Нумас ». Автор социальной драмы «Перед людьми» (постановка 1904), сборник стихов «Бейс и тамбурас» (1907) и др. Один из первых критиков-марксистов в Греции, А. Опубликовал книги о творчестве К. Паламаса (1943), Т. С. Элиота (1951), А. Сикелианоса (1953), статьи о Д. Соломосе, А. Калвосе, А. Пападиамандисе, Ф. М. Достоевском. Со..

Аввакум

АВВАКУМ (7 в. До н. Э.) - древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память в Православной церкви 2 (15) декабря.. ..

Аввакум

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-1682), протопоп, глава старообрядчества, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против церковной реформы патриарха Никона. Сослан с семьёй в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращён в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осуждён на церковном соборе и сослан в Пустозёрск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме, написал "Житие" и др. Сочинения. По царскому указу сожжён.Источник. Энциклоп..

Аввакум

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621 - 1682), глава> старообрядчества, протопоп, писатель. В 1646 - 47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск>, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666 - 67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал там собственное жизнеописание - "Житие", одно из лучших произведений русской лите..

Аввакум

(по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. Каноне. Время и место деятельности А. С точностью не обозначено. Но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. Есть сын Сунамитянки, которог..

Аввакум

Авваку́м имя собств. Уже ст.-слав., из греч. `Αββακούμ.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Аввакум

АВВАКУМ, протопоп (1620-1682) - один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским священником, А. Уже с ранних лет был борцом и оппозиционером, хотя и мыслил консервативно. Когда началась реформа исправления церковных книг по новогреческим образцам (1653), А. Со всей силою темперамента выступил на защиту старины уже как лицо, известное царю Алек..

Аввакум

Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 - 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. Перевел евангелие от Луки, на китайский - несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова. "Черты деятельного учения веры". Составил каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке а..

Аввакум

Аввакум, протопоп (1605 - 1681) - знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола. В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как оскв..

Аввакум

Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 - 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. Перевел евангелие от Луки, на китайский - несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова. "Черты деятельного учения веры". Составил каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке а..

Аввакум

Петрович (1620 или 1621-14.IV.1682) - протопоп, один из основателей рус. Старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, А. В 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. В 1646-47, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был поставлен протопопом в г. Юрьевце Повольском. Вскоре, вернувшись в Москву, стал священником Казанского собора. А. Резко выступил против церк. Реформы патриарха Никона, з..

Аввакум

, у Евреев Хавваккук (обнимающий) - один из 12 так называемых малых пророков, о времени и месте рождения которого в ·свящ. Писании ничего не говорится. Иудейские предания, касательно места его рождения, истории и смерти, не заслуживают внимания. Несомненно одно, что он жил в царствование Иосии и был современником ·пр. Иеремии. Вообще полагают, что он постоянно жил в Иудее и в ней же умер. - Во времена Евсевия, гробницу ·пр. А указывали в ·г.Кепле, близ Елевтерополя.. ..

Дополнительный поиск Аввакум Аввакум

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аввакум" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аввакум, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа