Кьеркегор Сёрен
Кьеркегор, Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, ≈ 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой. В конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов («Или ≈ или», «Страх и трепет», 1843, «Философские крохи», 1844 и др.) К. Публиковал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художественную форму («Дневник соблазнителя» и др.).═ Философские воззрения К. Сложились под влиянием немецкого романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию.
Особое значение К. Придавал сократической иронии, религиозно-философскому истолкованию которой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистерскую диссертацию. К. Критиковал Г. Гегеля за «объективизм», т. Е. Стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения К. Отвергал, как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишающую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. Пытается противопоставить принципиально иную ≈ субъективную («экзистенциальную») диалектику, которая оказывается у К. Средством сохранить отношение личности к боту. На пути к богу человек, согласно К., проходит три качественно различные стадии ≈ эстетическую, этическую и религиозную.
Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения «истины» своего существования. Этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и «отчаяние», однако это ≈ ещё не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности. Другого пути к богу, по К., нет.═ К. Настаивал на радикальном парадоксализме и алогичности религиозного переживания, высмеивая попытки рационализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средне-вековой аскетизм, «облегчила жизнь». Лютеранство воспринималось им как дальнейшая рационализация религии, т.
Е. Как её деградация. К. Защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу.═ Сочинения К., отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Философия его не пользовалась популярностью при жизни К. И в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. К учению К. Обращается протестантская диалектическая теология, а с 1920-х гг. ≈ экзистенциализм.
Дополнительный поиск Кьеркегор Сёрен
На нашем сайте Вы найдете значение "Кьеркегор Сёрен" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кьеркегор Сёрен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа