Кьеркегор

77

Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, — 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой. В конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов («Или — или», «Страх и трепет», 1843, «Философские крохи», 1844 и др.) К. Публиковал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художественную форму («Дневник соблазнителя» и др.). Философские воззрения К. Сложились под влиянием немецкого Романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию.

Особое значение К. Придавал сократической иронии (См. Ирония), религиозно-философскому истолкованию которой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистерскую диссертацию. К. Критиковал Г. Гегеля за «объективизм», т. Е. Стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения К. Отвергал, как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишающую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. Пытается противопоставить принципиально иную — субъективную («экзистенциальную») диалектику, которая оказывается у К. Средством сохранить отношение личности к боту. На пути к богу человек, согласно К., проходит три качественно различные стадии — эстетическую, этическую и религиозную.

Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения «истины» своего существования. Этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и «отчаяние», однако это — ещё не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности. Другого пути к богу, по К., нет. К. Настаивал на радикальном парадоксализме и алогичности религиозного переживания, высмеивая попытки рационализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средне-вековой аскетизм, «облегчила жизнь». Лютеранство воспринималось им как дальнейшая рационализация религии, т.

Е. Как её деградация. К. Защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Сочинения К., отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Философия его не пользовалась популярностью при жизни К. И в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. К учению К. Обращается протестантская Диалектическая теология, а с 1920-х гг. — Экзистенциализм. Стиль философствования К. Становится образцом для иррационалистических течений современной буржуазной философской мысли. Соч. Samlede vaerker, 2 udg., bd I—15, Kbh., 1920—36. Papirer, [2 udg.], bd 1—13, Kbh., 1968—70. В рус. Пер. — Наслаждение и долг, СПБ. 1894. Несчастнейший, в изд.

Северные сборники, кн. 4, СПБ. 1908. Лит. Шестов Л., Киргегард и экзистенциальная философия, Париж, 1939. Гайденко П., Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора, М., 1970. Быховский Б. Э., Кьеркегор, М., 1972. Haecker Th., S. Kierkegaard..., Münch., 1913. Przywara Е., Das Geheimnis Kierkegaards, Münch., 1929. Dempf A., Kierkegaards Folgen, Lpz., 1935. Alien Е. L., Kierkegaard. His life and thought, N. Y. — L., 1936. Wah I J., Etudes Kierkegaardiennes, 2 ed. P., 1949. Kassner R., S. Kierkegaard, Hdlb., 1949. HohIenberg J. F., S. Kierkegaard, P., [1956]. Jolivet R., Aux sources de l'existentialisme chrétien. Kierkegaard, P., [1956]. Anz, W., Kierkegaard und der deutsche Idealismus, Tübingen, 1956. Lowrie W., Kierkegaard, v. 1—2, N.

Y., [1962]. Heiss R., Die groβen Dialektiker des 19. Jahrhunderts. Hegel, Kierkegaard, Marx, Köln — B., 1963. Mesnard P., Kierkegaard, 3 éd., P., 1963. Adorno Th. W., Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen, [3 Aufl.], Fr/M., 1966. Malaquais J., S. Kierkegaard. Foi et paradoxe, [P., 1971]. Jorgensen A., Soren Kierkegaard-litteratur. 1961—1970, [Aarhus, 1971]. Ю. Н. Давыдов..

Значения в других словарях
Кьельдаль

(Kjeldahl) Йохан Густав Кристоффер (16.8.1849, Егерсприс, — 18.7.1900, Тисвилле), датский химик. С 1876 руководил Карлсбергской лабораторией в Копенгагене. В 1883 предложил метод определения азота в органических веществах, названных способом К. Изучал также свойства ферментов, оптическую активность белковых тел и др.. ..

Кьельдаль Йохан Густав Кристоффер

Кьельдаль (Kjeldahl) Йохан Густав Кристоффер (16.8.1849, Егерсприс, ≈ 18.7.1900, Тисвилле), датский химик. С 1876 руководил Карлсбергской лабораторией в Копенгагене. В 1883 предложил метод определения азота в органических веществах, названных способом К. Изучал также свойства ферментов, оптическую активность белковых тел и др.. ..

Кьеркегор Сёрен

Кьеркегор, Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, ≈ 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой. В конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов («Или ≈ или», «Страх и трепет», 1843, «Философские крохи», 1844 и др.) К. Публиковал под ..

Кьога

Киога (Kioga, Kyoga), озеро в Африке, в Уганде. Расположено на высоте 1029 м. Площадь около 2590 км2, глубина 3—5 м. Берега сильно изрезаны. К. — реликт обширного водоёма, включавшего оз. Виктория. Озеро заросло тростником и папирусом (лишь для регулярных пароходных рейсов поддерживаются свободные от растительности протоки). Через К. Протекает р. Виктория-Нил.. ..

Кьеркегор

См. Киркегор. ..

Кьеркегор

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813-1855) - датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно-личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится. Суровое христианское воспитание, проходившее под определяющим влиянием отца, по воле которого К. Стал студентом теологического факультета, сочетая занятия с увлечением эстетикой и богемным образом жизни. Разрыв с невестой, ставший поворо..

Дополнительный поиск Кьеркегор Кьеркегор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кьеркегор" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кьеркегор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа