Лейбниц

191

(Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатической миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая математику и естествознание. В декабре 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем — герцогского историографа и тайного советника юстиции. В 1687—90 совершил поездку по Южной Германии, Австрии и Италии с целью сбора материала для «Истории Брауншвейга». В 1700 стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского научного общества (позднее — АН).

В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. В 1712—14 жил в Вене. Вёл обширную переписку почти со всеми крупнейшими учёными, а также политическими деятелями. Основные философские сочинения. «Рассуждение о метафизике» (1685, изд. 1846, русский перевод 1890), «Новая система природы» (1695, русский перевод. 1890), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704, издание 1765, русский перевод 1936), «Теодицея» (1710, русский перевод 1887—92), «Монадология» (1714, издание 1720, русский перевод 1890). Основные математические сочинения. «Об истинном отношении круга к квадрату» (1682), «Новый метод максимумов и минимумов» (1684), «О скрытой геометрии и анализе неделимых...» (1686).

Физические воззрения Л. Изложены, в частности, в работах «Доказательство памятной ошибки Декарта» (1686), «Очерк динамики» (1695), политические и юридические идеи — в сочинениях «Трактат о праве...» (1667), «Христианнейший Марс...» (1680), «Кодекс международного дипломатического права» (1693) и др. В философии Л. Явился завершителем философии 17 в., предшественником немецкой классической философии. Его философская система сложилась к 1685 как итог двадцатилетней эволюции, в процессе которой Л. Критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы и др. Л. Стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии с новейшим научным знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений.

Выполнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Л. Относил. 1) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия). 2) логический примат возможного перед действительным (существующим). Возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров». 3) достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания). 4) оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования. Совершенство действительного мира Л. Понимал как «гармонию сущности и существования».

Оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью. Минимум средств при максимуме результата. Следствиями последнего онтологического принципа является ряд др. Принципов. Принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, закон непрерывности, принцип тождества неразличимых, а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты и др. В духе рационализма 17 в. Л. Различал мир умопостигаемый, или мир истинно сущего (метафизическая реальность), и мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. Реальный мир, по Л., состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия — монад (См.

Монада), которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. Гармония (взаимнооднозначное соответствие) между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Это происходит благодаря заложенной богом способности монад представлять, воспринимать, или выражать и отражать, все др. Монады и весь мир («монада — зеркало Вселенной»). Деятельность монад состоит в смене восприятий (перцепций) и определяется индивидуальным «стремлением» (аппетицией) монады к новым восприятиям.

Хотя вся эта деятельность исходит имманентно из самой монады, она в то же время есть развёртывание изначально заложенной в монаде индивидуальной программы, «полного индивидуального понятия», которое во всех подробностях бог мыслил, прежде чем сотворил данный мир. Т. О., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. Монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, насколько ясно и отчётливо они представляют мир. В этой иерархии особое место занимают монады, которые способны не только к восприятию, перцепции, но и к самосознанию, апперцепции и к которым Л. Относил души людей. Мир физический, как считал Л., существует только как несовершенное, чувственное выражение истинного мира монад, как феномен познающего объективный мир человека.

Однако, поскольку физические феномены в конце концов порождаются стоящими за ними реальными монадами, Л. Считал их «хорошо обоснованными», оправдывая тем самым значимость физических наук. В качестве таких «хорошо обоснованных» феноменов Л. Рассматривал пространство, материю, время, массу, движение, причинность, взаимодействие, как они понимались в физике и механике его времени. В теории познания Л. Пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом. Считая, что без чувственного опыта никакая интеллектуальная деятельность не была возможна, Л. В то же время резко выступал против учения Дж. Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и формулу Локка. «Ничего нет в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах» — принимал лишь с поправкой.

«кроме самого интеллекта». Л. Учил о прирождённой способности ума к познанию ряда идей и истин. Из идей к ним относятся высшие категории бытия, такие, как «Я», «тождество», «бытие», «восприятие», а из истин — всеобщие и необходимые истины логики и математики. Однако эта прирождённая способность дана не в готовом виде, но лишь как «предрасположенность», задаток. В отличие от Локка, Л. Придавал значительно большее значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр. Л. Ввёл разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины факта, закрепляя за первыми свойства необходимости, а за вторыми — свойства случайности. В физике Л. Развивал учение об относительности пространства, времени и движения.

Л. Установил в качестве количественные меры движения «живую силу» (кинетическую энергию) — произведение массы тела на квадрат скорости, в противоположность Декарту, который считал мерой движения произведение массы на скорость — «мёртвую силу», как назвал её Л. Использовав отчасти результаты Х. Гюйгенса, Л. Открыл закон сохранения «живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии, а также высказал идею о превращении одних видов энергии в другие. Исходя из философского принципа оптимальности всех действий природы, Л. Сформулировал один из важнейших вариационных принципов физики — «принцип наименьшего действия» (впоследствии получивший назв. Принципа Мопертюи). Л. Принадлежит также ряд открытий в специальных разделах физики.

В теории упругости, теории колебаний, в частности открытие формулы для расчёта прочности балок (формула Л.) и т.д. В логике Л. Развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит также принятая в современной логике формулировка закона тождества. Л. Создал наиболее полную для того времени классификацию определений, разработал теорию генетических определений и др. В работе Л. «Об искусстве комбинаторики», написанной в 1666, предвосхищены некоторые моменты современной математической логики. Л. Выдвинул идею применения в логике математической символики и построений логических исчислений, поставил задачу логического обоснования математики, предложил использовать бинарную систему счисления для целей вычислительной математики.

Л. Впервые высказал мысль о возможности машинного моделирования человеческих функций. Ввёл термин «модель». В математике важнейшей заслугой Л. Является разработка (наряду с И. Ньютоном и независимо от него) дифференциального и интегрального исчисления. Первые результаты были получены Л. В 1675 под влиянием Х. Гюйгенса и на основе усвоения Л. Идеи характеристического треугольника Б. Паскаля (См. Паскаль), алгебраических методов Р. Декарта, работ Дж. Валлиса и Н. Меркатора. Систематический очерк дифференциального исчисления был впервые опубликован в 1684, интегрального — в 1686. Здесь давались определения дифференциала и интеграла, были введены знаки для дифференциала d и интеграла .

Значения в других словарях
Лейбль

(Leibl) Вильгельм (23.10.1844, Кельн, — 4.12.1900, Вюрцбург), немецкий живописец. Учился в АХ в Мюнхене (1864—69) у К. Пилоти. В 1869—70 посетил Париж, испытал влияние Г. Курбе. Возглавил группу мюнхенских реалистов, с 1873 работал в деревнях Верхней Баварии. Один из крупнейших живописцев-реалистов 19 в., Л. Писал главным образом портреты и сцены быта патриархального баварского крестьянства, стремясь не столько к изображению действия, сколько к глубоко жизненному, сильному и рельефному воссоздан..

Лейбль Вильгельм

Лейбль (Leibl) Вильгельм (23.10.1844, Кельн, — 4.12.1900, Вюрцбург), немецкий живописец. Учился в АХ в Мюнхене (1864—69) у К. Пилоти. В 1869—70 посетил Париж, испытал влияние Г. Курбе. Возглавил группу мюнхенских реалистов, с 1873 работал в деревнях Верхней Баварии. Один из крупнейших живописцев-реалистов 19 в., Л. Писал главным образом портреты и сцены быта патриархального баварского крестьянства, стремясь не столько к изображению действия, сколько к глубоко жизненному, сильному и рельефному во..

Лейбниц Готфрид Вильгельм

Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатической миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая математику и естествознание. В декабре 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, снач..

Лейбница формула

формула, выражающая производную n-го порядка (см. Дифференциальное исчисление) от произведения двух функций через производные сомножителей. . Эта формула была сообщена Г. Лейбницем в письме к И. Бернулли в 1695. Л. Ф. Облегчает вычисление производных высших порядков.. ..

Лейбниц

(Готфрид-Вильгельм Leibniz) — знаменитый философ. Род. В Лейпциге, 1 июля 1646 г. Его отец, Фридрих Л., проф. Нравственной философии в Лейпциге, умер, когда сыну его было всего шесть лет. По словам самого Л., он начал размышлять еще в очень ранней юности. Ему не было еще 15 лет, когда он по целым дням думал о "выборе между Аристотелем и Демокритом". 15 лет Л. Поступил в унив. Своего родного города и здесь усердно изучал право, философию (у Якова Томазиуса) и математику. В 1663 г. Он получил степ..

Лейбниц

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Лейбниц

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716), немецкий философ и математик. Заинтересовался математикой в 1670-х гг., когда познакомился с Христианом ГЮЙГЕНСОМ и Робертом БОЙЛЕМ, которые ввели его в курс современных математических проблем. Работая юристом, ученый разрабатывал вопросы ИСЧИСЛЕНИЙ (независимо от Исаака Ньютона), комбинаторику и теорию пределов. Он также сделал много практических изобретений, включая вычислительную машину (1671). Лейбниц считается одним из самых великих математик..

Лейбниц

(Leibniz, Leibnitz), Готфрид Вильгельм (1.VII.1646 - 14.XI.1716) - нем. Философ, ученый и обществ. Деятель. В 1661-66 обучался в Лейпцигском ун-те. В 1672-76 занимался науч. Деятельностью в Париже и Лондоне. Основатель (в 1700) и первый президент Берлинской АН. В 1676-1716 был на службе у герцога (с 1692 - курфюрста) ганноверского. Создал универсальную систему знаний, явился автором ряда выдающихся науч. Открытий (в т. Ч. - независимо от Ньютона - дифференциального и интегрального исчисления) и ..

Лейбниц

(Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646- 1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения. 'Рассуждения о метафизике' (1685), 'Новая система природы' (1695), 'Новые опыты о человеческом разумении' (1704), 'Теодицея' (1710), 'Монадология' (1714). Л. Завершает развитие рационалистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спино..

Лейбниц

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения. "Рассуждения о метафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разуме" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714). Л. Завершает развитие рационалистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм С..

Дополнительный поиск Лейбниц Лейбниц

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лейбниц" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейбниц, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа