Лидерство

125

один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. Е. Объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л. Характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип Л. Всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы. В современной буржуазной социологии и социальной психологии наиболее распространена концепция, в которой Л. Рассматривается как взаимодействие черт лидера, групповой ситуации, психологических «ожиданий» последователей, их реакции на лидера. Многие исследования Л.

Опираются на типологию Авторитета, предложенную немецким философом и социологом М. Вебером. Изучение Л. В буржуазной социологии и социальной психологии направлено на разработку методов эффективного Л. И отбора лидеров. Созданы психометрические и социометрические тесты и методики (К. Левин, Дж. Морено, Х. Дженнингс, К. Фидлер — США, и др.), применение которых в малых группах (См. Малая группа) приносит известные практические результаты. Вместе с тем во многих работах Л. Трактуется неисторически, игнорируется его классовый характер. Методологическая основа научного изучения Л. — диалектический и исторический материализм. Л. Выступает как процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих общественных отношений.

На этот процесс влияют характер группы, сфера её жизнедеятельности, специфические признаки ситуации, психологические особенности участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной деятельности Л. Возникает как объективная потребность определённой группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращаемых к человеку, исполняющему роль лидера. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое Л., позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении её деятельностью. В организациях различают «формальное» и «неформальное» Л. Первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения.

«Неформальное» Л. Возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. Либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает. Проблемы Л. Изучаются различными науками. Психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера. Социология рассматривает Л. С точки зрения социальной системы. Социальная психология изучает Л. Как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения на руководящие посты лиц в зависимости от характера группы и организации. Особое значение имеет проблема политического Л. В буржуазной социологии получило распространение эмпирическое исследование отдельных случаев и ситуаций политического Л., однако отсутствует его научная теория.

Нередко результаты исследований Л. В малых группах распространяются на всё общество. Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В. И. Лениным теорию отношений народных масс — классов — партий — политических руководителей (см. В. И. Ленин, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 41, с. 24). Политическое Л. Возникает в процессе классовой борьбы. «Ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им» (там же, т. 4, с. 375). Каждому этапу обществ. Развития и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации Л. Коммунистическое движение в ходе своего развития выработало принципы демократического централизма (См.

Демократический централизм), служащие основой воспитания, отбора и выдвижения руководителей. В социалистическом обществе возрастает роль научного управления и организованности во всех сферах общества и, соответственно, значение изучения социологических и социально-психологических проблем Л. Лит. Ашин Г. К., Проблема лидерства в современной зарубежной эмпирической социологии, «Вопросы философии», 1968, № 5. Жеребова Н. С., Исследования лидерства в «малых группах» буржуазными социологами США, «Научные доклады Высшей школы, философские науки», 1968, № 5. Гвишиани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972. Парыгин Б. Д., Основы социально-психологической теории, М., 1971, гл. 8. Селюков Ф. Т., Руководитель и подчиненный в системе управления, М., 1971.

Шепель В. М., Руководитель и подчинённый, М.,1972. Bass В. М., Leadership, psychology and organizational behavior, N. Y., 1960. Jennings Е. Е., An anatomy of leadership, N. Y., 1960. Leadership and interpersonal behavior, ed. L. Petrullo and B. М. Bass, N. Y., 1961. Tibb C., Leadership, в кн. Handbook of social psychology, 2 ed., v. 4, Reading (Mass.), 1969. Г. К. Ашин, В. Б. Ольшанский..

Значения в других словарях
Лидер (руководитель)

Лидер (англ. Leader — ведущий, руководитель, от lead — вести), 1) глава, вождь, руководитель политической партии, профсоюза или другой общественной организации. 2) Лицо, идущее первым в каком-либо состязании, например Л. Шахматного турнира, Л. Велогонок.. ..

Лидер молнии

первая стадия образования грозового разряда. См. Молния.. ..

Лидертафель

(нем. Liedertafel, от Lied — песня и Tafel — стол) мужские любительские хоровые общества, получившие распространение в Германии в 19 и начале 20 вв. См. Музыкальные общества.. ..

Лидзбарский

(Lidzbarski) Марк (7.1.1868, Плоцк, Польша, — 13.11.1928, Гёттинген), немецкий семитолог-эпиграфист. Учился и работал в Германии, с 1895 приват-доцент в университете г. Киля, с 1907 профессор университета в Грейфевальде, с 1917 — в Гёттингене. Основная заслуга Л. — создание семитской эпиграфики. Его труды, охватывающие все отрасли этой науки, сохраняют своё значение. На международных конгрессах востоковедов за лучшие труды по эпиграфике присуждаются медали имени Л. Соч. Handbuch der nordsemitisc..

Лидерство

• непререкаемое лидерство. ..

Лидерство

Первенство. ..

Лидерство

Ср.Положение, состояние лидера.. ..

Лидерство

ЛИ́ДЕРСТВО -а. Ср. Положение, обязанности лидера (1-2 зн.).. ..

Лидерство

Лидерства, мн. Нет, ср. (полит. И спорт.). Положение, обязанности лидера. Борьба за лидерство в консервативной партии. Лидерство в шахматном турнире.. ..

Лидерство

— приоритет в межличностных отношениях.. ..

Лидерство

(Leadership) . Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.. ..

Лидерство

(англ. Leader - ведущий, руководитель), в социологии рассматривается как влияние или обладание властью в социальных сообществах. Функционально Л. Связано со стремлением властвующего субъекта сообразовывать реальное поведение индивидов и социальных групп с заданными авторитетными образцами. Различают три типа Л., соответствующие различным формам авторитета (М. Вебер). (1) Традиционное Л. Основано на обычаях и исторически закреплённой руководящей роли определённой семьи, клана, сословия или..

Лидерство

(от англ, leader — ведущий), ведущее влияние члена группы — лидера — на группу в целом. Л. Изучается в социальной психологии, где выделяются две осн. Лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы. Роль делового лидера включает действия, направленные преим. На решение поставленной перед группой задачи (напр., реализация трудовой, уч. Деятельности). Роль эмоционального лидера связана со сферой эмоциональной активности коллектива и со держит действия, относящиеся гл. Обр. К ..

Дополнительный поиск Лидерство Лидерство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лидерство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лидерство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа