Лирика

102

(от греч. Lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.) один из трёх родов художеств. Литературы (наряду с Эпосом и драмой (См. Драма)), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л., как философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А.

С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева), гражданская («К Чаадаеву» Пушкина, «Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского), любовная, пейзажная и др. «Великий поэт, — писал В. Г. Белинский, — говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество» (Полн. Собр. Соч., т. 4, 1954, с. 521). Но в Л. Объективный мир обнаруживается через отношение к нему поэта, и его художественным эквивалентом выступает эмоциональное восприятие мира, преображенное в переживание субъекта.

Событийность, действенный результат переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами лирического произведения. И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира — пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило, выразительные функции и становятся проводниками лирического переживания. Либо его «зеркальными» отражениями («Сентябрьская роза» А. А. Фета), либо эмоциональными «сигналами» («Я на правую руку надела перчатку с левой руки» у А. Ахматовой), либо его символами («Парус» Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом субъективному состоянию духа («Весна» Тютчева).

Родовая сущность Л. С максимальной наглядностью проявляется в произведениях, самый предмет которых составляет «сама душа, субъективность как таковая» (Гегель). Здесь «. Чувство довлеет самому себе, служит себе объектом...» (Веселовский А. Н., Историческая поэтика, 1940, с. 286). Лирические произведения, передающее переливы и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может достигать предельной краткости, и тогда в Л. Особенно явно проступает внешне-структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развернутости во времени и пространстве, к монументальности. Лирическое произведение остаётся законченным, художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух строк. Я ненавижу ее и люблю.

«Почему же?» — ты спросишь. Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь (Катулл). Претворяя неповторимое духовное состояние в художественный образ, Л. Придаёт ему широко обобщённое значение. Лирическое произведение как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения. Отсюда — заучивание и цитирование лирических стихотворений, как явление «быта» (предельный случай такой «анонимной» всеобщности лирического чувства — песня, например «Землянка» А. А. Суркова, «Жди меня» К. М. Симонова, «Летят перелётные птицы...» М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в Л. Как конкретно принадлежащее личности, как её внутренний монолог. В лирической композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее «я», хотя в определенных типах Л., например в пейзажной, философской, «я» иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно.

Если прототипом лирического «я» выступает сам автор, т. Е. Его подлинные настроения, «живьём схваченные и мгновенно превращенные в лирические эмоции» (Овсянико-Куликовский Д. Н., Собр. Соч., т. 4, СПБ, 1912, с. 99), — в таких случаях обычно говорят о «субъективной», «личной» Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирического чувства не означают здесь буквального совпадения с биографическим опытом автора. Лирик, типизируя (или «объективируя») свои жизненные переживания, «отодвигает их от себя как объект» (Фет), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произведение искусства, а «самовыражение» поэта — в выражение дум и чаяний его современников. Показательна естественность, с какой «я» сменяется «мы» в «Думе» Лермонтова.

В Л. «объективной» (или «ролевой») автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между «я» лирического персонажа и биографическим обликом автора становится очевидным (например, «Сумасшедший» А. Н. Апухтина, «Я убит подо Ржевом» А. Т. Твардовского). Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии творчества, в читательском восприятии отчасти «стирается» эмоциональностью лирического произведения, которая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно авторская. Своеобразие проблемы образа автора в Л. Акцентируется принятым в советской критике понятием «лирический герой». Термин «лирический герой» (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографической личностью поэта-лирика и её отражением в искусстве может существовать некое единство, близость, но не тождество.

Причём в связи с обсуждением границ содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950—1960-е гг. Предметом полемики. В одних случаях под «лирическим героем» подразумевалось предельно обобщённое «я», очищенное от эмпирики, биографических фактов и без остатка совпадающее с «мы» поколения, социальной группы, народа, в других — термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного «самовыражения» в Л. Очевидно, понятие «лирический герой» наполняется строго определённым содержанием главным образом при анализе творчества таких лириков, в поэзии которых лирическое «я» присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как призма авторского сознания (например, у Тютчева), а облекается устойчивыми чертами — биографическими, психологическими, даже сюжетными, выступает как фигура (например, у Блока, отчасти у С.

Есенина), наделённая цельной характеристикой. Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. Романтизма. Открытие лирического героя в этом специфическом смысле принадлежит в русской поэзии Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирического героя занимает промежуточное положение между авторским «я» в лирическом дневнике, письме, послании и близких к ним формах (например, «Я вас любил...» Пушкина), с одной стороны, и персонажем в «ролевой» Л. — с другой. Лирический герой — это своего рода «роль», но не утратившая связи с идейно-психологическим обликом её прототипа — автора произведения. Классификация жанров Л. Исторически изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров.

В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т.д.), в античной литературе — по формам исполнения (речитативно-декламационная Л. Элегия, ямб. Сольная, хоровая). В европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма — по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.). В 19 в. — в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.). В 19—20 вв. Намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о «вечных темах». «И скушно, и грустно» Лермонтова, «Осенний вечер» Тютчева, «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина) и суггестивную («внушающую» Л., очаровывающую «пленительной неясностью» — «Певица» Фета, «Зимняя ночь» Б.

Пастернака). Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. Ч. Песня, лирическое стихотворение, монументальная Л., например «Про это» Маяковского). Образно-выразительные возможности, необходимые для творческого претворения и типизации внутренней жизни, Л. Открывает в самой природе слова — в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи. Здесь лирик находит ту «неожиданность выразительности слов», которая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются в Л. Слово «уплотняется» — обретает значимость каждый звуковой, интонационный, ритмический элемент, оттенок ударения, паузы, слога.

Речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксическими фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмическая организация речи. Поэтому Л. Тяготеет к стихотворной речи, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой. Истоки Л. Теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые и ритуальные народные песни — высокие образцы Л. Вечно живыми остаются лирические произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо, Анакреонт — Греция. Катулл — Рим). Арабского Востока 6—7 вв. (в первую очередь Имру-уль-Кайса). Прованских трубадуров. Средневекового Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др.

Стран. На переломе двух грандиозных эпох — Средневековья и Возрождения — прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали начало нового времени. В 19 в. В Европе Л. Переживает подъём в переломные эпохи начала и конца века. Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия). Потрясения 20 в. Отразились в лирике Паоло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, И. Анненского. Высокие образцы Л. Создали советские поэты. Маяковский, Есенин, Э. Багрицкий, Пастернак, Н.

Заболоцкий, Твардовский. Для советской Л. Характерны развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам поэтической речи, а в тематическом плане — богатство и многообразие видов гражданской Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной для поэзии социалистического реализма (См. Социалистический реализм). Лит. Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971. Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. Собр. Соч., т. 5, М., 1954. Овсянико-Куликовский Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн. Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, СПБ, 1910. Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921. Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922.

Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн. Русская речь, сб. 1, Л., 1927. Гинзбург Л. Я., О лирике, М. — Л., 1964. Сквозников В. Д., Лирика, в кн. Теория литературы, [кн. 2], М., 1964. Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968. Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971. В. А. Богданов, И. Б. Роднянская (о лирическом герое)..

Значения в других словарях
Лира (созвездие)

Лира (лат. Lyra), созвездие Северного полушария неба. Наиболее яркая звезда — Вега. ..

Лириды

метеорный поток с радиантом в созвездии Лиры. Наблюдается около 21 апреля. Связан с кометой 1861 I. Известен более 2500 лет, иногда наблюдался в виде обильных метеорных дождей. После 1803 обычно беден метеорами, однако в 1922 и 1958 отмечены кратковременные значительные увеличения численности метеоров потока. См. Метеорный поток.. ..

Лирица

югославский струнный смычковый музыкальный инструмент. Родственен болгарской гадулке (См. Гадулка) и русскому гудку (См. Гудок).. ..

Лирическое отступление

авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Л. О. Вводит, таким образом, в произведение образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения (некоторые Л. О. В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души») и устанавливает сердечно-интимный, эмоциональный контакт автора с читателем, родственный «внушению» в лирической поэзии. Л. О. Особенно органичны для романа (повести) в стихах, ввиду условности стихо..

Лирика

ЛИРИКА (от греч. Lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр. Элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако "самовыражение" поэта обретает в лирике благодаря мас..

Лирика

ЛИРИКА (от греческого lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный> (наряду с эпосом, драмой), предмет которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта, а речевая форма - внутренний монолог>, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров (например, элегия, романс>, газель>, сонет>, песня, стихотворение>). Любые явления и события жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако "самовыражение" поэта обретает в лирике благодаря ..

Лирика

Лирическая поэзия — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Начало Л. Лежит в простой песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно подслушать у современных дикарей. Когда впоследствии лирич. Песнь перерастает личность и становится готовой и хорошо выраженной формулой данного настроения или чувства, она невольно вспоминается каждому знающему ее человеку, переживающему то чувство или настроение, и начинает переходить из уст в у..

Лирика

Один из главных родов поэзии, в котором поэт непосредственно выражает свои чувства и страсти души. Название её произошло от лиры (см. Это слово). Возвышенная её форма - гимн, ода и дифирамб. Обыкновенная - элегия, дума, песня, сонет и др.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)Род стихотворений, предметом которых служит выражение чувств поэта. Название свое получила от музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой стихи произносились..

Лирика

Сущ., кол-во синонимов. (7). ..

Лирика

Ж.1) а) Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.б) Совокупность произведений такого рода поэзии.в) Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. Писателя.2) Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.3) разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рас..

Лирика

ЛИ́РИКА -и. Ж. [от греч. Lyrikos - произносимый под звуки лиры, чувствительный]. ..

Лирика

-и, ас. 1. Род литературных про-изведений, преимущ. Поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина. 3. Перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). II прил. Лирический, -ая, -ое. Лирическая поэзия. Лирическое отступление (в эпическом или лиро-эпическом произведении. Проникнутое лиризмом отступление, окрашенное интимной обращённостью автора к читателю). Лирическое настроение.. ..

Лирика

Лирики, мн. Нет, ж. (греч. Lyrike). 1. Вид поэзии, преимущ. Выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская лирика. Лирика 19-го века. Лирика Пушкина. 3. Перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.). Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чехов.. ..

Лирика

Заимствование из французского, где lyrique восходит к греческому lyrike от названия музыкального инструмента (см. ).. ..

Лирика

Заимств. В XIX в. Из франц. Яз., где lyrique <. Греч. Lyrikē, суф. Производного от lyra «лира».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Лирика

Ли́рика Вероятно, через нем. Lyrik или франц. Poésie lyrique из лат. Lyricus – от lуrа. См. Предыдущее.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Лирика

ЛИРИКА. - Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. И драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом разумеется поэзия, объективно повествующая о фактах и явлениях. Под Л. - поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств. Под драмой - произведения, требующие сценического исполнения, но прежде всего характеризующиеся тем, что каждое ..

Лирика

ЛИ´. ..

Лирика

- (от греч. Lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы (см. Род литературный), выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности. Отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. Жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя). О ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. Является способность передавать единичное (чувство, состояни..

Лирика

— литературный род, наряду с эпосом и драмой, предмет отображения которого — внутренний мир человека, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Жанры. Элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение, лирическая поэма.. ..

Дополнительный поиск Лирика Лирика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лирика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лирика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа