Литография

145

(от Лито. И ...графия способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу. Произведение, выполненное литографским способом. Предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Л. Явилась прообразом плоской печати (См. Плоская печать). Печатной формой в Л. Служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. Литографской бумаге — корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.

Л. Изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером. Им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л. Широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. Д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л. Автолитография, Хромолитография, Фотолитография, Олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. Стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью (См.

Офсетная печать). Потеряв своё промышленное значение, Л. Остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография. Д. П. Татиев. Специфический язык художественной Л. Оформился в 1820-х гг. Во Франции под влиянием Романтизма. К Л. Обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтической Л. Был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И.

В. Гёте и У. Шекспира. Для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. Была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л. Середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Л., из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А.

Менцеля. Л. Занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. — представителей Костумбризма. В России в 1-й половине 19 в. Техника Л. Привлекает крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820—30-е гг. Интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. Появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм). Их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. Мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др. С 1840-х гг. В искусстве Л. Заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией.

Новый подъём искусства Л. Происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Л., полнее выявляя фактуру материала. К Л. Часто обращаются в этот период мастера Импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л. В конце 19 в. Заметный след в Л. Оставляют Символизм и стиль «Модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции. Ф. Ропс в Бельгии. Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. На рубеже 19—20 вв. Занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. Де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции), Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф.

Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии, В России в последней трети 19 в. Новый интерес к Л. Проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. В области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. С литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов. После 1-й мировой войны 1914—18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты — М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах. В 30-е гг. Активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. Становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей.

К Л. Обращались и обращаются крупные мастера 20 в. А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л. Представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др. Лит. Фридлендер М., Литография. Пер. С нем. С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925. Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943.

Его же, Русская литография XIX в., М., 1953. Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952. [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960. Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963. Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966. 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]. Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915. Mayer R., Die Lithographie. Eine Einführung, Dresd., [1955]. Е. С. Левитин. А. Де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893. П. О’Хиггинс. «Староста деревни». 1953. П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949. А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948. О. Домье. «Мусорщик». Из серии «Цыгане Парижа» (1842). А. Менцель. «Игра в серсо». 1830-е гг. Т. Стейнлен. «Стачка».

1898. Э. Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1843. Е. И. Чарушин. «Тетерева на дереве». 1935. Цветная литография. В. М. Конашевич. «В Старой Сивилье». Из альбома «Павловский парк». 1922. Цветная литография. Н. С. Гончарова. «Галльский петух». Из серии «Мистические образы войны». 1914. Литография. К. П. Беггеров. «Вид арки Главного штаба». С рисунка А. Канеппи. Из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821—23). И. С. Щедровский. «Игра в карты». Из альбома «Вот наши. С натуры…». 1846. Цветная литография. Г. С. Верейский. Портрет К. А. Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922. К. И. Рудаков. Илл. К рассказу Мопассана «Пышка». 1935. Е. А. Кибрик. Илл. К повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36. К. Ф. Богаевский. Из альбома «Пейзажи Киммерии». 1923. Цветная литография..

Значения в других словарях
Литовченко Александр Дмитриевич

Литовченко Александр Дмитриевич [1835, Кременчуг, ≈ 16(28).6.1890, Петербург], русский живописец. Учился в петербургской АХ [с 1855 (?)]. Участник «бунта четырнадцати» (см. Артель художников. ..

Литогенез

(от Лито. И ...генез (См. …генез) совокупность природных процессов образования и последующих изменений осадочных горных пород. Гл. Факторы Л. — тектонические движения и климат. Понятие о Л. Впервые было введено в 1893—94 И. Вальтером, который выделил в процессе образования осадочных пород 5 основных фаз. Выветривание горных пород, денудация (включая перенос исходного материала осадков), отложение, диагенез и метаморфизм. В цикле Л. Различают следующие стадии Л. 1) образование и мобилизация исход..

Литология

(от Лито. И ...Логия наука о современных осадках и осадочных породах, их составе, строении, происхождении и закономерностях пространственного размещения. Многие осадочные горные породы являются полезными ископаемыми. Это руды железа, марганца, алюминия (бокситы), фосфора (фосфориты), стронция, никеля. Торф, бурые и каменные угли, графит, горючие сланцы. Пески — россыпи золота, платины, олова, титана, алмазов и др. Ценных минералов. Пески кварцевые, стекольные, формовочные и строительные, глины о..

Литология и полезные ископаемые

(«Литоло́гия и поле́зные ископа́емые»,) научный журнал АН СССР и министерства геологии СССР. Издаётся в Москве с 1963. Выходит 6 раз в год. Публикует статьи по основным вопросам литологической теории, а также освещает научные и практические достижения в области изучения современных осадков, осадочных и вулканогенно-осадочных пород и связанных с ними полезных ископаемых (уголь, нефть, горючие газы, соли, руды железа, алюминия, марганца, фосфора, золота, меди, свинца, цинка и др.). С 1966 переводи..

Литография

ЛИТОГРАФИЯ (от лито. И ...графия) - способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. Допускающая широкое тиражирование, литография в 19 в. Получила распространение в станковой и социально-критической журнальной графике. В 20 в. Литография вытесняется из полиграфии офсетом, но сохраняет значение для выполнения художествен..

Литография

ЛИТОГРАФИЯ (от лито...> и...графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность> камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в 1798. Наибольшее распространение получила в журнальной графике 19 в., в 20 в. Вытеснена офсетной печатью.. ..

Литография

Писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглою, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом [слово Л. Употребляется также для обозначения эстампов, получаемых литографическим путем. "Литографом" называется рисовальщик на камне, а равно и техник, приготовляющий его к печатанию и проводящий самое печатание с него]. Этот способ размножения рукописей и всякого рода чертежей и рисунков, сост..

Литография

-и, ж.. ..

Литография

(гр., от lithos - камень, и grapho - пишу). 1) искусство печатать рисунки, сделанные на камне. 2) заведение, где печатают с камня, т. Е. Литографским способом.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) искусство печатать с камня рисунки и текст, сделанные на нем химическим или литографским карандашом, или же пером и химическими или литографскими чернилами. 2) мастерская, в которой производятся литографические работы.(Источник. "Словарь иностран..

Литография

Автография, размывка, олеография, эстамп. ..

Литография

Ж. Греч. Искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него. Камнепечатание. | Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. | Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить с него на бумагу, печатать с камня. -рованье ср. Длит. -ровка ж. Об. Действ. По глаг. Литограф м. Кто литографирует. Латохромия, литография в красках, искусство печатать с камня разноцветно. Литохромический, к искусству литохромии относящ. Литохром м. Кто ..

Литография

Ж.1) Один из старых способов печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.2) Изображение, напечатанное таким способом.3) Предприятие, цех, где печатают таким способом.. ..

Литография

ЛИТОГРА́ФИЯ -и. Ж. [от греч. Lithos - камень, минерал и graphō - пишу]. ..

Литография

-и, ж. 1. Печатание с поверхности камня, на к-рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. II прил. Литографский, -ая, -ое и литографический, -ая, -ое- Литографский камень. Литографический портрет.. ..

Литография

Литографии, ж. (от греч. Lithos - камень и grapho - пишу). 1. Только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня.. ..

Литография

        (от греч. Lithos - камень и grбpho - пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу. Также произведение, выполненное литографским способом. Печатной формой в литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую наносится изображ..

Литография

ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790-х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Литография позволяла быстро делать много копий одного и того же изображения и удовлетворять спрос на художественную продукцию. В традиционной литографии рисунок наносится на подготовленную плиту или камень жирным карандашом, мелками или жидкой краской. Вода, нанесенная сверху, поглощается в тех местах, где нет рисунка. Масляная эм..

Литография

— способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня, известняка. Изобретена в 1798 г. Сохраняет значение для выполнения художественных эстампов.. ..

Литография

Один из способов плоской печати. Печатная форма изготовляется из литографического камня. Различаются Л. Перьевая, меловая, гравюра на камне, травление на камне. Ранее широко использ. Для печатания почт, марок.. ..

Дополнительный поиск Литография Литография

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Литография" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Литография, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 10 символа