Локомотив

113

IЛокомоти́в (франц. Locomotive, от лат. Loco moveo — сдвигаю с места) тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. Первоначально Л. Назывались только Паровозы, в дальнейшем это понятие распространилось на все виды железнодорожных тяговых средств. В зависимости от вида первичного источника энергии современные Л. Делятся на тепловые и электрические. Тепловые Л. — паровозы, паротурбовозы, Тепловозы, Мотовозы, Газотурбовозы — автономны, имеют собственные силовые установки для выработки энергии. На паровозе — это паровая машина, на паротурбовозе — паровая турбина, на тепловозе и мотовозе — двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозе — газовая турбина.

К электрическим Л. Относятся контактные и аккумуляторные Электровозы. Контактные электровозы своих источников энергии не имеют и получают её через электрическую контактную сеть (См. Контактная сеть). Аккумуляторные электровозы имеют аккумуляторные батареи, которые периодически заряжаются от постоянных источников тока. Кроме основных типов Л., существуют различные комбинированные Л. Дизель-электровозы, теплопаровозы, контактно-аккумуляторные электровозы и др., которые широкого распространения не получили. Функции Л. Выполняют также моторные вагоны, входящие в состав Дизель-поездов, Турбопоездов и Электропоездов, а также авто- и мотодрезины. В отличие от Л., моторные вагоны и дрезины (См. Дрезина) имеют места для пассажиров и багажа.

По роду выполняемой работы Л. Разделяются на магистральные и промышленные. Магистральные Л., эксплуатируемые на ж. Д. Общего пользования, в свою очередь, подразделяются на грузовые, пассажирские — для тяги поездов, и маневровые — для работы на станциях. Промышленные Л. Используются для перевозок на внутризаводских путях, в рудниках, шахтах и т. П. (см. Промышленный транспорт). Выпускаются Л. Для широкой и узкой рельсовой колеи. Все виды Л. Характеризуются номинальной мощностью, силой тяги, скоростью и кпд. Электровозы, кроме того, — родом тока и напряжением, тепловозы и газотурбовозы — типом передачи. Первые Л. — паровозы были построены в начале 19 в. В Великобритании (1803, 1814), позднее, в 1834, — в России. На протяжении почти всего 19 в.

Этот тип Л. Был единственным тяговым средством ж. Д. Увеличение веса поездов, возрастающие скорости движения вызывали необходимость в повышении мощности и тяговых усилий Л., что вело к совершенствованию конструкции паровоза, росту его кпд. Последний тип магистрального грузового паровоза имеет мощность около 1800 квт (2400 л. С.), конструкционную скорость до 80 км/ч, а пассажирский паровоз развивал мощность до 1900 квт и скорость до 125 км/ч. Наиболее совершенные паровозы имели кпд до 9%, среднеэксплуатационный кпд — около 4%. В начале 20 в. Паровозы стали вытесняться новыми, более экономичными Л., обладающими большей единичной мощностью и более высоким кпд, — тепловозами и электровозами. Идея создания Л. С двигателем внутреннего сгорания возникла ещё в конце 19 в.

В России. Однако первый в мире магистральный тепловоз мощностью 750 квт (1000 л. С.) с электрической передачей был построен только в 1924 (СССР). Позднее для регулирования тягового усилия и скорости на тепловозах была применена гидравлическая передача. Мощность отечественных двухсекционных грузовых тепловозов составляет в секции 2200 квт (3000 л. С.), конструкционная скорость — 100 км/ч, пассажирские тепловозы развивают скорость до 160 км/ч. Максимальный кпд современных тепловозов 29—32%, среднеэксплуатационный — 20—21%. В 1876 в России были проведены опыты по применению на железной дороге электрической тяги. В 1895 в США построен первый электровоз постоянного тока, который получал энергию через контактную сеть.

В СССР электрическая тяга впервые была применена в 1926 на пригородной линии, отечественные электровозы начали эксплуатироваться в 1933. Они имели 6 тяговых двигателей мощностью 340 квт каждый и развивали скорость до 90 км/ч. Электровозы обладают высокой мощностью, не требуют заправки топливом, обеспечивают скорость движения до 110 км/ч. Для обслуживания пасс. Поездов строят электровозы переменного и постоянного тока с конструкционной скоростью до 180 км/ч. Собственный кпд электровоза достигает 88—90%, а общий кпд электрической тяги (с учётом кпд тяговой сети, линий электропередачи, ТЭЦ или ГЭС) — 22—24%. Ещё большую мощность имеет газотурбовоз — до 6300 квт (8500 л. С.). Однако из-за сложности изготовления, низкого кпд (12—18 %) этот Л.

Выпускается единичными образцами в СССР и малыми сериями за рубежом. Основу локомотивного парка всех промышленно развитых стран составляют тепловозы и электровозы. Остальные типы Л. Из-за малой мощности, низкого кпд, сложности конструкции широкого распространения не получили и используются главным образом тогда, когда необходимо обеспечить безопасность работ, вести работы на небольших площадках (например, в карьерах) и в т. П. Случаях. Дальнейшее развитие локомотивостроения связано с увеличением единичной мощности Л. И скорости движения. С конца 60-х гг. За рубежом и в СССР проектируются электровозы переменного тока мощностью 8000 квт (10 700 л. С.), тепловозы мощностью в секции до 4500 квт (6000 л. С.), созданы турбопоезда с авиационной газовой турбиной, способные развивать скорость более 200 км/ч, испытываются Л.

С реактивным и турбовинтовым двигателем. Достижение ещё более высоких скоростей движения связано с созданием Л. На магнитной или воздушной подушке с асинхронными линейными двигателями, что позволяет достигнуть скорости до 500 км/ч. Предложены проекты Л. С энергетическими установками, работающими на топливных элементах и с использованием ядерных реакторов. См. Также Мотор-вагонный подвижной состав (См. Моторвагонный подвижной состав). Лит. Раков В. А., Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза. 1956—1965, М., 1966.IIЛокомоти́в («Локомоти́в») всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюза рабочих ж.-д. Транспорта, одно из первых рабочих спортивных обществ в СССР. Создано в 1936.

Объединяет рабочих и служащих ж.-д. Транспорта, транспортного строительства и метрополитена. Спортсмены «Л.» внесли значительный вклад в становление и развитие советского спорта. Среди известных спортсменов 30—40-х гг. Члены общества «Л.» Я. Г. Куценко и И. Б. Механик (тяжёлая атлетика), А. К. Капчинский, Н. Н. Кудрявцев (конькобежный спорт), В. А. Зимина, Н. Н. Маркова, А. В. Рудаков (лыжный спорт), Н. С. Разумовский, В. А. Гранаткин (футбол), А. В. Казанский (борьба), С. А. Емельянов (бокс), П. И. Денисенко (лёгкая атлетика), К. Травин (баскетбол), Ф. И. Дуз-Хотимирский (шахматы). В 1972 общество объединяло около 7 тыс. Коллективов физкультуры (более 1,3 млн. Человек). В «Л.» культивировалось свыше 40 видов спорта. Спортивными играми занималось около 300 тыс. Человек, туризмом — 140 тыс., лёгкой атлетикой — 90 тыс., лыжным спортом — 116 тыс., шахматами — 100 тыс., стрельбой — около 80 тыс.

Работало 220 тыс. Общественных инструкторов, тренеров, спортивных судей. В «Л.» 2 тыс. Мастеров спорта, 68 заслуженных мастеров спорта, 58 мастеров спорта международного класса, свыше 360 тыс. Спортсменов-разрядников. В 1970—72 спортсмены «Л.» свыше 30 раз завоёвывали звание чемпионов СССР, 24 раза — Международного спортивного союза железнодорожников (основан в 1947, с 1957 членом союза является «Л.»), 11 — Европы, 22 — мира и Олимпийских игр. Среди спортсменов «Л.» чемпионы СССР, Европы, мира и Олимпийских игр. Л. Е. Белоусова и О. А. Протопопов (фигурное катание на коньках), Н. И. Панкин и В. В. Буре (плавание), В. А. Диденко, Ю. Н. Стеценко, Ю. И. Филатов (гребля на байдарках), Р. Ерошина (лыжный спорт), В. С. Крепкина (лёгкая атлетика), С.

Г. Гринберг (настольный теннис), Р. Е. Маментьева, Е. П. Ряпушкина (баскетбол), Т. В. Сарычева, В. И. Свиридова (волейбол), Г. Г. Царёва (велосипедный спорт), В. Ф. Маматов (биатлон), Л. Каунисте (конькобежный спорт), Б. В. Спасский, Л. А. Полугаевский (шахматы), В. И. Щёголев (шашки), В. П. Якушев (хоккей). Девять команд «Л.» — участники чемпионатов СССР (высшая лига — футбол, хоккей, хоккей с мячом, волейбол, баскетбол, водное поло, регби). Московская футбольная команда — двукратный обладатель Кубка СССР. За спортивные достижения свыше 100 спортсменов «Л.» удостоены правительственных наград (1973). На 1 января 1973 «Л.» имел 247 стадионов, около 500 спортзалов, 260 лыжных баз, 127 стрелковых тиров, 36 бассейнов, 600 оздоровительно-спортивных лагерей, туристских баз и др., около 8 тыс.

Спортивных площадок и футбольных полей. Е. И. Соломатин..

Значения в других словарях
Локня

посёлок городского типа, центр Локнянского района Псковской области РСФСР. Ж.-д. Станция на линии Новосокольники — Дно, в 205 км к Ю.-В. От Пскова. Маслосыродельный завод, леспромхоз, инкубаторно-птицеводческая станция.. ..

Локомобиль

(франц. Locomobile, от лат. Locus — место и mobilis — подвижной) паросиловая установка, состоящая из объединённых в один агрегат парового котла (См. Паровой котёл), поршневой паровой машины (См. Паровая машина) и вспомогательных устройств. Передвижные Л. (на колёсном ходу) имеют котёл паровозного типа, мощность паровой машины 8,5—55 квт (12—75 л. С.). Л. Работают насыщенным или перегретым паром с давлением 1—1,2 Мн/м2 (10—12 кгс/см2) а выхлопом в атмосферу. Применяются преимущественно в сельском..

Локомотивная сигнализация

совокупность путевых и локомотивных устройств, автоматически воспроизводящих в кабине машиниста на локомотивном светофоре показания соответствующих путевых сигналов при приближении к ним поезда. Принятое сокращение — АЛС. Л. С. Повышает безопасность движения и увеличивает пропускную способность ж.-д. Участков. Различают точечные и непрерывные системы Л. С. В точечных системах Л. С. Связь передающих путевых и локомотивных приёмных устройств осуществляется в определённых точках пути, например пер..

Локомотивный парк

все виды Локомотивов, принадлежащие какому-либо предприятию, железной дороге, депо и т. П. И предназначенные для выполнения поездной, маневровой и хозяйственной работы. Понятие Л. П. Применимо также к совокупности всех локомотивов страны.. ..

Локомотив

ЛОКОМОТИВ (франц. Locomotive - от лат. Loco moveo - сдвигаю с места), тяговая машина для передвижения поездов по рельсам. Электровозы (контактные и аккумуляторные), моторные вагоны (электро- и дизель-поездов), тепловозы, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы, паровозы, комбинированные (дизель-электровозы и др.).. ..

Локомотив

ЛОКОМОТИВ (французское locomotive, буквально - относящийся к сдвиганию с места, от латинского loco movere - сдвигать с места), паровоз, тепловоз, электровоз>, газотурбовоз, моторный вагон> и другие тяговые машины, относящиеся к подвижному составу и служащие для перемещения поездов по магистральным железным дорогам, вагонов при маневровых работах, на путях промышленных предприятий. Одна из основных характеристик локомотива - кпд. Среднеэксплуатационный кпд паровоза около 4%, тепловоза 29 - 32%, э..

Локомотив

Машина, сама себя передвигающая и при этом могущая тянуть за собою груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее время важная из этих машин — паровоз (см.), применяемый на жел. Дорогах для тяги поездов. Но в современной технике начинают приобретать значение многие другие типы Л. Для передвижения по рельсовым путям, отличающиеся от паровозов принятой конструкции либо тем, что отличительный для последнего котел трубчатой (паровозной) системы заменен в них парообразователем особого рода, либо ..

Локомотив

Локомотив (паровоз) истории. Публ. Патет. О революции, насильственном государственном перевороте. /em> Выражение — часть цитаты из статьи К. Маркса «Последствия 13 июня 1849 г.» из цикла “Классовая борьба во Франции”. Мокиенко, Никитина 1998, 318.. ..

Локомотив

(фр., от лат. Locus - место, и motare - двигать). Паровоз или паровая машина с высоким давлением, могущая двигаться без посторонней помощи. Возить вагоны по железным рельсам.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)паровая машина, изобретенная Стефенсоном, иначе - паровоз.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)франц. От лат. Locus, место, и movere, двигать. Паровоз, или паровая машин..

Локомотив

Мотриса, дизелевоз, тепловоз, электровоз, общество, дрезина, гировоз, турбовоз, паровичок, бронелокомотив, декапода, тягач, паровик, паровоз, толкач, турбовик. ..

Локомотив

М. Франц. Паровоз, паровая впряжная повозка.. ..

Локомотив

М.Машина (паровоз, тепловоз, электровоз и т.п.), предназначенная для передвижения по рельсам железнодорожных вагонов, поездов.. ..

Локомотив

ЛОКОМОТИ́В -а. М. [франц. Locomotive] Машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов (о тепловозе, паровозе, электровозе и т.п.). Многовагонный состав тянули два локомотива. Гудок локомотива. Новый л.. ..

Локомотив

-а, м. Машина (тепловоз, электровоз, паровоз, моторный вагон), движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения поездов. II прил. Локомотивный, -ая, -ое. Локомотивная бригада.. ..

Локомотив

Локомотива, м. (от латин. Locus - место и motivus - подвижной) (тех.). Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. || перен. Движущая сила. Революция - локомотив истории (афоризм Маркса).. ..

Локомотив

Это слово, называющее движущее средство, пришло в русский из английского (locomotive), а восходит к латинскому loco movere – "двигаться с места".. ..

Локомотив

Локомоти́в Как и нем. Lokomotive, из англ. Locomotive (engine) от лат. Lосō movēre "двигаться с места" (см. Клюге-Гётце 363).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Локомотив

В горном деле (от лат. Loco moveo - сдвигаю c места * a. Locomotive. Н. Lokomotive. Ф. Locomotive. И. Locomotora) - силовое самоходное тяговое средство шахтного подземного или карьерного рельсового транспорта, служащее для передвижения по рельсам вагонеток или вагонов. B зависимости от вида первичного источника энергии Л. Делятся на тепловые, электрические и механические. Тепловые Л. - карьерные паровозы, тепловозы, мотовозы и шахтные (рудничные) дизелевозы - имеют собственную силовую установку ..

Локомотив

В горном деле (от лат. Loco moveo - сдвигаю c места * a. Locomotive. Н. Lokomotive. Ф. Locomotive. И. Locomotora) - силовое самоходное тяговое средство шахтного подземного или карьерного рельсового транспорта, служащее для передвижения по рельсам вагонеток или вагонов. B зависимости от вида первичного источника энергии Л. Делятся на тепловые, электрические и механические. Тепловые Л. - карьерные паровозы, тепловозы, мотовозы и шахтные (рудничные) дизелевозы - имеют собственную силовую установку ..

Локомотив

(франц. Locomotive, от лат. Locomoveo - сдвигаю с места) тяговая машина, пред-назнач. Только для передвижения поездов или вагонов по рельсам и не используемая для перевозки пассажиров и грузов. В зависимости от источника энергии Л. Подразделяются на электрические, дизельные, газотурбинные и паровые и соответственно наз. Электровозами, тепловозами, газотурбовозами и паровозами. Существуют разл. Комбиниров. Л., например дизель-электровозы. По роду выполняемой работы различают магистральные, маневр..

Локомотив

ЛОКОМОТИВ, движущаяся сама по себе машина для перевозки грузов и пассажиров. В 1804 г. Британский горный инженер Ричард ТРЕВИТИК изобрел первый ПАРОВОЗ для перевозки тяжелого груза, например, железных изделий. Позже в его проект были внесены изменения Джорджем СТЕФЕНСОНОМ, который в 1829 г. Создал локомотив «Ракета». Он же построил в 1825 г. И первый пассажирский паровоз. Электрические паровозы появились в конце 1800-х гг. В настоящее время ток подается по воздушному кабелю или рельсе, проходяще..

Локомотив

Основная двигательная сила жел.-дор. Тр-та, обеспечивающая ведение поездов по графику (ПТЭ, § 181). Л. — силовая тяговая установка, движущаяся по рельсовым путям и используемая для передвижения составов поездов или отдельных вагонов. По роду работы Л. Делятся на пассаж., товарные и маневровые. Род работы Л. Определяет выбор его основных тяговых характеристик (мощность, силу тяги, скорость движения) и основные конструктивные формы и размеры (осевую формулу, размеры машины, котла, диаметр колес и ..

Локомотив

общее название тяговых машин для передвижения поездов по железной дороге. Слово «локомотив» ввёл английский изобретатель Дж. Стефенсон, который свой первый паровоз заводского изготовления назвал «Локомошн» («Передвижение»). Оно и стало со временем обобщённым названием всех последующих железнодорожных тяговых машин. Локомотивами являются паровозы, тепловозы, мотовозы, газотурбовозы, электровозы. Функции локомотива выполняют также моторные вагоны, которые имеют места для пассажиров и входят в сос..

Локомотив

— тяговая машина для передвижения поездов по рельсам. Паровозы, тепловозы, электровозы, дизели, дрезины. Название спортивного общества железнодорожников в России.. ..

Дополнительный поиск Локомотив Локомотив

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Локомотив" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Локомотив, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа