Массовая культура

160

(«Ма́ссовая культу́ра») в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «М. К.» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры. Развитие средств массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация) — радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок. Индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ. Относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс. Увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях государственно-монополистического капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «М.

К.». Через систему массовой коммуникации «М. К.» охватывает подавляющее большинство членов общества. Через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования. От стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений. Претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию». Серийная продукция «М. К.» обладает рядом специфических признаков. Примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой. Почти не знающая исключений обязательность «счастливого конца».

Развлекательность, забавность, сентиментальность Комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия и секса. Ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм «чёрного характера» в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, «сказочность» Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и прочее), отделяющих «своих» от всех остальных — «чужаков». Эти и подобные признаки присущи буржуазной культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «М.

К.» именно к новейшему времени. «М. К.» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления. Понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для «М. К.» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста. Аппарат «М. К.» объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерческую деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания.

Здесь определяется влияние оформления упаковки на выбор товара, «уговаривающих» формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссуры политических телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т. П. Специальное проектирование, Дизайн, непрерывно создаёт новые образцы всего, что зрительно или на слух воспринимается массой потребителей. От графики на конверте грампластинки до системы оформления города, от музейной экспозиции до режиссуры национального праздника. Организационно-коммерческое звено «М. К.», так называемый Маркетинг, использует новейшие средства капиталистической организации производства и торговли в индустрии духовных благ. Маркетинг оказывает решающее влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издания книг и грампластинок, особый рынок молодёжной моды.

Маркетинг как звено «М. К.» придал культурным процессам «спортивный» характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных «звёзд» и «идолов». При общей ориентации на массу аппарат «М. К.» осуществляет чёткое расслоение духовной продукции по типам потребителей. Осмысление «М. К.» в буржуазной философии было начато книгами О. Шпенглера (Германия), Х. Ортега-и-Гасета (Испания), Т. Адорно (Германия, ФРГ), связавшими «М. К.» с концепцией «массового общества» (См. Массовое общество), предвещавшими крах «высшей» культуры в столкновении с «массой», «толпой». С 50-х годов 20 века преобладает критический анализ «М. К.» с позиций традиционного буржуазного либерального гуманизма (Э. Фромм, Д.

Рисмен, Э. Ван ден Хаг, Г. Маркузе — США), Э. Морен (Франция), когда «М. К.» однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технических средств массовой коммуникации, критики «М. К.» рассматривают её вне связи с буржуазным характером культуры и одновременно игнорируют двойственную природу «М. К.». Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта двойственность служит почвой для возникновения апологетических концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что «М. К.» соответствует запросам массового потребителя (Т.

Парсонс, США, и другие). Канадский социолог М. Мак-Люэн утверждает, что «М. К.» приобщает к духовным ценностям массы, в прошлом отчуждённые от господствующей культуры, создаёт относительно высокий стандарт формы массовой культурной продукции. С романтических позиций отрицая «цивилизацию письменности», Мак-Люэн рисует картину «глобальной деревни», где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей. «М. К.», изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое, — главный герой множества «антиутопий», книг-кошмаров, книг-предостережений в западной литературе. Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и другие. Борьба с «М. К.», с её открыто антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах.

С середины 60-х годов анализ и критика «М. К.» во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов — марксистов. Лит. Ашин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966. Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966. Глазычев В. Л., Поэзия роботов, в сборнике. Искусство нравственное и безнравственное, [М., 1969]. Его же, Проблема «массовой культуры», «Вопросы философии», 1970, № 12. Morin E., L’esprit du temps, P., 1962. Riesman D., The lonely crowd, 7 ed., New Haven — L., 1963. McLuhan М., The guthenberg galaxy, Toronto, 1967. Marcuse Н., One dimensional man, 11 ed., Boston, [1969]. Toeplitz К. Т., Akyrema, 2 wyd., Warsz., 1970. В. Л. Глазычев..

Значения в других словарях
Массне Жюль Эмиль Фредерик

Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ города Сент-Этьенн, ‒ 13.8.1912, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую премию (за кантату «Давид Риццио»). 1864‒65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878‒96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников ‒ А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кёклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Э. Шоссон, Дж. Энеску. В 1910 президент Академии изящных искус..

Массовая коммуникация

(англ. Mass communication) систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Материальной предпосылкой возникновения М. К. В 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществит..

Массовая политическая литература

агитационно-пропагандистская литература, термин, принятый в советском книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких, осознанных ориентаций на социально-классовые ценности. В СССР и других социалистических странах М. П. Л. Является важным средством коммунистического просвещения и воспитания народа. В развитой форме агитационно-пропагандистская литература сложилась во 2-й полови..

Массовая сила

сила, действующая на каждый элемент объёма тела и пропорциональная массе этого элементарного объёма. То же, что Объёмная сила.. ..

Массовая Культура

МАССОВАЯ культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыще..

Массовая Культура

МАССОВАЯ культура>, понятие>, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Производство, распространение и потребление> продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер>. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс>, мелодрама>, эстрадный шлягер>, "мыльная опера") до сложных, содержательно на..

Массовая Культура

Массовая культура. Противоречие в определении. Массовая культура — обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик. Станислав Лем Массовым должен быть читатель, а не искусство. Станислав Ежи Лец Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение. Василии Ключевский Радио и телевидение фабрикуют больших людей для маленьких человечков. Жильбер Сесброн ЗАКОН КИТМЕНА. Чистый бред имеет тенденцию вытеснять с телеэкрана..

Массовая культура

С английского. Mass Culture.Появление выражения «массовая культура» впервые отмечено в США в 1939 г. Но в ныне общепринятом культурологическом смысле его впервые использовал американский искусствовед Макс Хоркхаймер в своей работе «Искусство и массовая культура» (1941).Позднее в США появилось того же значение слово-сокращение «масскульт» («Masskult»), которое ввел в обиход (1963) американский философ, культуролог и эссеист Дуайт Макдоналд.Иносказательно:. ..

Массовая культура

Сущ., кол-во синонимов. (16). ..

Массовая Культура

Понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые..

Массовая культура

- специфическое явление культуры XX в., в основе которого примитивное, схематизированное отражение человеческой жизни и бытовых взаимоотношений людей. М. К. Апеллирует к стандартам и стереотипам сознания людей. Необходимое свойство произведений М. К. - занимательность, без чего невозможен их коммерческий успех. Существенное место М. К. Отводит "запретным" темам. Секс, насилие, мистика и пр. Противопоставляется фундаментальной культуре. Неотъемлемой частью М. К. Являются массовое искусство и масс..

Массовая Культура

- см. Китч.. ..

Массовая Культура

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. Принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального об..

Массовая Культура

— наименование феномена, получившего широкое распространение во второй половине XX века. Массовая культура — это определённый вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус, стандартизованных по форме и содержанию, предполагающих коммерческий успех, а также распространяемых средствами массовой информации . Современная массовая культура в России отличается совершенно неуёмным стремлением заполнить собой вс..

Массовая Культура

Феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в 20 в. Культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, т.е. Чем-то внешним по отношению к человеку, тем, чем можно овладеть, выучив, затвердив, приняв к сведению, и что можно легко отбросить, когда отпала необходимость. М.к. Стала возможной и в силу того, что результаты творческого труда немногих людей множатся, копируются десятками тысяч экземпляров, доводятся до каждого, могут быть ..

Дополнительный поиск Массовая культура Массовая культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Массовая культура" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Массовая культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа