Массовая Культура
Феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в 20 в. Культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, т.е. Чем-то внешним по отношению к человеку, тем, чем можно овладеть, выучив, затвердив, приняв к сведению, и что можно легко отбросить, когда отпала необходимость. М.к. Стала возможной и в силу того, что результаты творческого труда немногих людей множатся, копируются десятками тысяч экземпляров, доводятся до каждого, могут быть использованы каждым. Огромные массы живут результатами чужого труда. Миллионы людей пользуются, напр., открытием Р. Дизеля, чаще всего даже не понимая, как и на каких принципах устроен дизельный двигатель. Для достижения определенных результатов в науке достаточно усвоить технику научного исследования, методику проведения и описания экспериментов, технику построения и обобщения выводов.
Точно так же и многие современные поэты являются, по сути, версификаторами, овладевшими техникой стихосложения, знающими сегодняшний уровень поэтической культуры и имеющими более или менее развитый поэтический вкус и слух. М.к. - это "массовые" ученые, "массовые" писатели, "массовые" поэты, художники, даже философы. Ярким примером тому является появление "массовых" писателей и поэтов в СССР в 1920-1940-е гг. М.к. Производит специфический продукт - массового человека. Массовый человек не меряет себя никакой особой мерой, ощущает себя таким, как все, и ничуть этим не удручен, наоборот, гордится своей одинаковостью с другими. Если неординарный человек старается открыть в себе талант, особое дарование и, не открыв, чувствует себя бездарностью, серостью, то массовому человеку такие переживания не даны.
"Особенность нашего времени в том, - пишет X. Ортега-и-Гассет, - что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду". Массового человека характеризуют, с т. Зр. Ортеги-и-Гассета, две черты. Беспрепятственный рост жизненных запросов и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Массу больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего - истоки этого благополучия. Масса - это устойчивый вид людей, специфическая порода, которая появилась в более или менее оформленном виде в 20 в., и потому ныне можно с полным правом говорить об "антропологической катастрофе". М.к., в отличие от подлинной культуры, которая есть живое внутреннее совершенство человека, его способность к творчеству себя и окружающего мира, - не создает у человека иммунитета против варварства, является лишь тонкой пленкой внешней цивилизованности, которая легко смывается в эпоху социальных потрясений.Ортега-и-Гасет X.
Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994. Т. I..
Дополнительный поиск Массовая Культура
На нашем сайте Вы найдете значение "Массовая Культура" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Массовая Культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 17 символа