Матейко

101

(Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, — 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных искусств. Писал главным образом многофигурные композиции, посвященные ключевым моментам истории Польши (чаще средневековой), стремясь откликнуться на недавние и современные политические события. В ранних работах своекорыстной шляхте, предающей национальные интересы, М. Противопоставлял трагико-патетические образы патриотов («Станьчик», 1862. «Проповедь Скарги», 1864. «Рейтан», 1866), в аллегорической форме защищал себя от нападок официальной критики («Приговор Матейке», 1867. Все — в Национальном музее, Варшава).

В его огромных, эффектно срежиссированных батальных и исторических композициях 1870—80-х годов достигнут впечатляющий драматизм действия, впрочем, нередко переходящий в чрезмерный пафос и подавляемый обилием мизансцен и историко-бытовых деталей («Баторий под Псковом», 1871—72. «Битва под Грюнвальдом», 1878, — обе в Национальном музее, Варшава. «Прусская дань», 1882. «Костюшко под Рацлавицами», 1888, — обе в Национальном музее, Краков). В замысле некоторых поздних работ М. Проявилось некритическое отношение к прошлому страны. М. Работал также в жанрах пейзажа и портрета («Вид Бебека под Константинополем», 1872, портрет детей художника, 1879, — оба в Львовской картинной галерее), обращался к монументальной живописи (росписи в краковском костёле Девы Марии, 1889—91).

Творчество М. Высоко ценилось такими крупными деятелями русской культуры, как В. В. Стасов, И. Е. Репин и другие. Лит. Стажинский Ю., Ян Матейко, Варшава, 1962. Островский Г., Ян Матейко, М., 1965. Treter М., Matejko, Lwów — Warsz., [1939]. Bogucki J., Matejko, Warsz., 1956. «Колокол Сигизмунда». 1874. Национальный музей. Варшава. «Костюшко под Рацлавицами». 1888. Национальный музей. Краков. Фрагмент. «Станьчик». 1862. Национальный музей. Варшава. «Рейтан на Варшавском сейме». 1866. Фрагмент. Национальный музей. Варшава. «Приговор Матейке». 1867. Национальный музей. Варшава. «Коперник». 1873. Ягеллонский университет. Краков. Я. Матейко. Автопортрет. 1892. Национальный музей. Варшава..

Значения в других словарях
Матейка

(Matiegka) Йиндржих (31.3.1862, Бенешов, — 4.8.1941), чешский антрополог. В 1918—34 профессор Пражского университета, при естественном факультете которого основал антропологическую кафедру и «Музей человека» имени А. Хрдлички. В 1923 основал журнал «Антропология» («Anthropologie»), где выступал со статьями против расистских измышлений. Основные труды. «Черепа богемцев» (1891), «Всеобщая наука о племенах» (1929), «Соматология школьной молодёжи» (1927), «Пршедмостский человек» (книги 1—2, 1934—38)..

Матейка Йиндржих

Матейка (Matiegka) Йиндржих (31.3.1862, Бенешов, ≈ 4.8.1941), чешский антрополог. В 1918≈34 профессор Пражского университета, при естественном факультете которого основал антропологическую кафедру и «Музей человека» имени А. Хрдлички. В 1923 основал журнал «Антропология» («Anthropologie»), где выступал со статьями против расистских измышлений. Основные труды. «Черепа богемцев» (1891), «Всеобщая наука о племенах» (1929), «Соматология школьной молодёжи» (1927), «Пршедмостский человек» (книги 1≈2, ..

Матейко Ян

Матейко (Matejko) Ян (24.6.1838, Краков, ‒ 1.11.1893, там же), польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852‒58), в AX в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где с 1873 был директором Школы изящных искусств. Писал главным образом многофигурные композиции, посвященные ключевым моментам истории Польши (чаще средневековой), стремясь откликнуться на недавние и современные политические события. В ранних работах своекорыстной шляхте, предающей национальные инте..

Математика

I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой. Математика (греч. Mathematike, от máthema — знание, наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. «Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть — весьма реальный материал. Тот факт, что этот материал принимает чрезвычайно абстрактную форму, может лишь слабо затушевать его происхождение из внешнего мира. ..

Матейко

(Ян Алоизий Matejko, 1838-1893) — наиболее значительный из польских живописцев новейшего времени. Получив образование в Краковской художественной школе и в Венск. Акад. Худ., он, с самого начала своей самостоятельной деятельности, посвятил себя воспроизведению сцен из истории Польши, которые, с течением времени, получали в его картинах все больший и больший драматизм, все более и более сильную характеристику действующих лиц и положений и патриотическую, иногда чересчур тенденциозную окраску Рису..

Матейко

, Ян (Matejko, Jan) 1838, Краков — 1893, Краков. Польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—1858) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в Академиях художеств Мюнхена (1859) и Вены (1860). Работал в основном в Кракове. Неоднократно посещал Францию, бывал в Италии, Турции и Австрии. Директор Школы изящных искусств в Кракове (с 1873). Исторический живописец и портретист. Тематика работ связана с судьбами родной страны, размышлениями об утраченной национальной независимости, о пр..

Дополнительный поиск Матейко Матейко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Матейко" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Матейко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа