Метафора
(от греч. Metaphorá — перенесение) 1) Троп, основанный на принципе сходства. В основе М. — способность слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции. Так, во фразе «сосны подняли в небо свои золотистые свечи» (М. Горький) последнее слово обозначает одновременно два предмета — стволы и свечи. Тому, что уподобляется (стволы), соответствует переносное значение М., являющееся частью контекста и образующее внутренний, скрытый план её смысловой структуры. Тому, что служит средством уподобления (свечи), соответствует прямое значение, противоречащее контексту и образующее внешний, явный план. Т. О., в М. Оба плана смысловой структуры даны как бы слитно, тогда как в сравнении (См. Сравнение) — раздельно («стволы как свечи»).
М. Может быть любая знаменательная часть речи. Существительное [«в траве брильянты висли». Разновидность — т. Н. Генитивная конструкция. Собственно М. Плюс имя существительное в родительном падеже («колоннада рощи», «бронза мускулов»)]. Прилагательное («утиный нос» — метафорический эпитет). Глагол, в том числе причастие и деепричастие («там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры»). В М. Выделяют ряд аспектов. Предметный — уподобляемые посредством М. Реалии образуют «предметные пары», у которых общим признаком могут быть цвет, форма и др. Свойства. Логический — М. Как операция с соподчинёнными понятиями. Психологический — М. Как ассоциация представлений, относящихся к различным сферам восприятия, — зрительной, слуховой, вкусовой и пр.
(ср. «кислое настроение» — Синестезия), лингвистический — трактовка М. С точки зрения семасиологии (См. Семасиология), грамматики, стилистики. Литературоведческий — М. Как поэтическое средство, её зависимость от творческой индивидуальности, направления, национальной культуры. Сферы применения М. Речь нехудожественная — стили обиходно-бытовой (о глупце. «осёл»), газетно-публицистический («трудовая вахта»), научно-популярный (о соли. «съедобный камень»). Речь художественная — фольклор (многие загадки и пословицы метафоричны) и художественная литература, особенно поэзия (в трагедии «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского на 10 стр. Около 350 М.). Поэтические М., которые запечатлевают эмоциональное состояние, допускают многообразное понимание и нередко близки к Символу («Над бездонным провалом в вечность, задыхаясь, летит рысак...» А.
А. Блок). М. Могут быть одиночными и развёрнутыми, охватывающими ряд фраз (уподобление Руси «птице-тройке» у Н. В. Гоголя), абзацев и даже глав. 2) М. Называют также употребление слова во вторичном значении, связанном с первичным по принципу сходства. Ср. «нос лодки» и «нос покраснел», «поле тяготения» и «поле за лесом». Здесь, однако, имеет место не переименование, как в М., а наименование, используется не два, а лишь одно значение, образно-эмоциональный эффект отсутствует, вследствие чего это явление целесообразнее именовать, например, «метафоризацией». Ср. Метонимия, Олицетворение, Эпитет. Лит. Жирмунский В., Поэзия Александра Блока, в его кн. Вопросы теории литературы, Л., 1928. Адрианова-Перетц В. П., Очерки поэтического стиля древней Руси, М.
— Л., 1947. Мейлах Б., Метафора как элемент художественной системы, в его кн. Вопросы литературы и эстетики, Л., 1958. Поэтическая фразеология Пушкина. М., 1969. Левин Ю. И., Русская метафора..., «Уч. Зап. Тартус. Гос. Университета», 1969, в. 236. Корольков В., О внеязыковом и внутриязыковом аспектах исследования метафоры, «Уч. Зап. МГПИ Иностранных языков», 1971, т. 58. Foss М., Symbol and metaphor in human experience, Princeton, 1949. Hester М. B., The meaning of poetic metaphor, The Hague — P., 1967. Shibles W. A., Metaphor. An annotated bibliography and history, White-water (Wise), 1971. В. И. Корольков.
Дополнительный поиск Метафора
На нашем сайте Вы найдете значение "Метафора" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метафора, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа