Метафора

304

МЕТАФОРА - вид тропа , употребление слова в переносном значении. Словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), к-рое так. Обр. Его замещает. Своеобразие М. Как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены к-рого настолько слились, что первый член (то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось), напр. «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин), где сравниваются мед с данью и улей с кельей, причем первые члены замещены вторыми. М., как и всякий троп, основана на том свойстве слова, что оно в своем значении опирается не только на существенные и общие качества предметов (явлений), но также и на все богатство второстепенных его определений и индивидуальных качеств и свойств.

Напр. В слове «звезда» мы наряду с существенным и общим значением (небесное тело) имеем и ряд второстепенных и индивидуальных признаков - сияние звезды, ее отдаленность и т. Д. М. И возникает благодаря использованию «вторичных» значений слов, что позволяет установить между ними новые связи (вторичный признак дани - то, что ее собирают. Кельи - ее теснота и т. Д.). Для художественного мышления эти «вторичные» признаки, выражающие собою моменты чувственной наглядности, являются средством раскрытия чрез них существенных черт отражаемой классовой действительности. М. Обогащает наше представление о данном предмете, привлекая для его характеристики новые явления, расширяя наше представление о его свойствах. Отсюда - познавательное значение метафоры.

М., как и вообще троп, представляет собой общеязыковое явление, но особенное значение приобретает в художественной литературе, поскольку писателю, стремящемуся к максимально конкретизованному, индивидуализированному образному показу действительности, М. Дает возможность оттенения самых различных свойств, признаков, деталей явления, сближения его с другими и т. Д. Самое качество М. И место ее в литературном стиле, естественно, определяется конкретно-историческими классовыми условиями. И те понятия, к-рыми оперирует писатель, и вторичные их значения и связи их с другими понятиями, отражающие в той или иной мере связи явлений в реальной действительности, - все это определяется исторически обусловленным характером классового сознания писателя, т.

Е. В конечном счете тем реальным жизненным процессом, который он осознает. Отсюда - классовость М., различное ее историческое содержание. Различным стилям соответствуют различные метафорические системы, принципы метафоризации. В то же время различно отношение к М. В пределах одного стиля, в зависимости от направленности и особенностей литературного мастерства, как и в пределах творчества одного писателя (метафоры Горького в рассказе «Старуха Изергиль» и в «Жизни Клима Самгина»), в пределах одного произведения (образ офицера и образ Ниловны в «Матери» Горького), даже в пределах развертывания одного образа (богатство М., характеризующее Ниловну, в последней части книги и отсутствие их в первой). Так. Обр. М. Выступает как одно из средств создания данного художественного образа, и лишь в конкретном анализе может быть установлено место, значение и качество метафоры в данном произведении, творчестве, стиле, поскольку мы имеем и в метафоре один из моментов классового отражения действительности.

Троп, Лексика.

Значения в других словарях
Местр К., де

МЕСТР Ксавье, де (Xavier de Maistre, 1763-1852) - французский писатель, брат Жозефа де М. В годы Французской революции эмигрировал за границу, обосновался в России, где дослужился до генеральского чина.Творчество М. Выражает умонастроения тех контрреволюционных аристократов времен Великой французской революции, к-рые, эмигрировав, обслуживали покровительствовавшую им знать враждебных революционной Франции стран. Светский рассказчик, он усвоил салонную манеру литературного повествования, указыва..

Метастазио

МЕТАСТАЗИО Пьетро (Pietro Antonio Domenico Bonaventura Trapassi, detto Metastasio, 1698-1782) - итальянский лирик и драматург, крупнейший поэт Рококо в Италии. Р. В Риме, в семье мелкого лавочника. Получил законченное классическое образование, изучал юриспруденцию и философию. 14 лет М. Сочинил свою первую трагедию «Giustino» (1712). Серенада «Gli orti Esperidi» (Сады Гесперид, 1721) явилась началом его карьеры. Вслед за нею М. Написал оперу «Didone abandonata» (Покинутая Дидона, 1724), к-рая и..

Метерлинк

МЕТЕРЛИНК Морис (Maurice Maeterlinck, 1862-) - знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии тревожное умонастроение господствующего класса, его страх, неуверенность, предчувствие своей гибели, непонимание вновь возникающих социальных отношений, дряблость, истощение и пресыщенность. М. Совершенно не был затронут пролетарским движением, развертывавшимся в его родном городе Генте в годы его мол..

Метлинский

МЕТЛИНСКИЙ Амвросий Лукьянович (1814-1870) (псевдоним Амвросия Могила) - украинский поэт. Выходец из среды украинского мелкопоместного дворянства. Литературная деятельность М. Развивается в 30-40-х гг. XIX в. Поэт принимал активное участие в литературном украинофильском движении этой эпохи, имевшем свой культурный центр в Харькове (поэты Гулак-Артемовский, Петренко, Корсун, Е. Гребенка, писатель Квитко-Основьяненко и ряд др.). Печатал свои произведения в известных харьковских журналах и альмана..

Дополнительный поиск Метафора Метафора

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Метафора" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метафора, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа