Моторные масла
группа масел, используемых для смазывания двигателей внутреннего сгорания (поршневых и реактивных). Относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные). Практически все М. М. Являются продуктами переработки нефти и только некоторые сорта авиационных масел — Синтетические масла. Все М. М., за исключением некоторых авиационных, содержат моющие, противоизносные и антиокислительные присадки. Северные, зимние и всесезонные М. М., получаемые на маловязких основах, содержат также вязкостные загущающие присадки и депрессаторы, понижающие температуру застывания масел. В зависимости от назначения М. М. Подразделяются на автомобильные (автолы, для карбюраторных двигателей), дизельные и авиационные. Первые два класса, включающие автотракторные, тепловозные и судовые масла, в свою очередь, подразделяются (ГОСТ 17479—72) на 11 групп по вязкости (при 100°C) и на 9 групп по уровню эксплуатационных свойств.
В зависимости от конструктивных особенностей двигателя, времени года и района эксплуатации (север, юг) выбирается необходимая вязкость масла (6, 8, 10, 12, 14, 16 или 20 сст при 100°C) и температура застывания (от — 15 до — 42°C), а в зависимости от степени форсировки двигателя — группа масла по уровню качества (см. Табл.). Повышение качества М. М. Групп от А до Е (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в некоторых случаях — изменением качества базового масла. Физико-химические свойства масел соответствующих классов и групп должны удовлетворять техническим условиям. Эксплуатационные качества определяют испытаниями на одноцилиндровых установках и развёрнутых двигателях.
Авиационные М. М. Применяются для поршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Всего существует около 20 сортов и марок авиационных масел, от самых лёгких дистиллятных (с вязкостью 3—4 сст при 100°C) до тяжёлых остаточных (с вязкостью 22 сст при 100°C). Требования к качеству авиационных масел особенно высокие. Практически все масла для реактивной авиации содержат комплексы присадок и имеют сравнительно узкий фракционный состав, низкую температуру застывания (от —55 до —60°C), высокую стабильность, малую вспениваемость и хорошую прокачиваемость по циркуляционной системе двигателя. В связи с развитием сверхзвуковой авиации и повышением требований к термостойкости и низкотемпературным свойствам смазочных масел широкое применение получили синтетические масла.
Их производство базируется на использовании сложных органических эфиров и спиртов, кремнийорганических и фторуглеродных соединений, глубокой химической переработке некоторых нефтяных фракций и других видов сырья. Применение таких масел позволяет расширить температурный диапазон их использования от —60 до + 250°С (для лучших сортов нефтяных масел этот интервал находится в пределах от —40 до + 150°С). Синтетические масла находят также применение в некоторых наземных газотурбинных и других двигателях. Группы автомобильных и дизельных масел для двигателей разного типа (по ГОСТу 17479—72) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Группа масел | Тип двигателей | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | А | Нефорсированные карбюраторные и дизельные | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Б | Б1 | Maлофорсированные карбюраторные | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Б2 | Maлофорсированные дизельные | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В | В1 | Cpeднефорсированные карбюраторные | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | В2 | Среднефорсированные дизельные | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Г | Г1 | Высокофорсированные карбюраторные | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Г2 | Bысокофорсированные дизельные | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Д | Высокофорсированные дизельные, работающие в тяжёлых условиях | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Е | Малооборотные дизельные, работающие на тяжёлом топливе с содержанием | | | серы до 3,5% | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Лит.
Нефтепродукты. Масла, смазки и присадки, М., 1970. Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971. Калайтан Е. Н., Смазочные масла для реактивных двигателей, М., 1968. Гольдберг Д. О., Крейн С. Э., Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, М., 1972..
Дополнительный поиск Моторные масла
На нашем сайте Вы найдете значение "Моторные масла" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моторные масла, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 14 символа