Николай Кузанский

150

(Nicolaus Cusanus) Николай Кребс (Krebs) (1401, Куза на Мозеле, — 11.8.1464, Тоди, Умбрия), философ, теолог, учёный, церковно-политический деятель. Родился в семье рыбака и виноградаря. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи (1416—23). Изучал юриспруденцию, математику и естествознание, а затем теологию, после чего получил духовное звание. Участвовал в 1432—37 в Базельском соборе (См. Базельский собор). Руководствуясь основной для него идеей вселенского единства («О католическом согласии», 1433—1434. «О мире и согласии веры», 1453), выступил в процессе работы собора за централизацию церкви.

Будучи ближайшим советником папы Пия II, в 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал епископом в Бриксене, с 1458 генеральным викарием в Риме. Оказывал значительное влияние на европейскую политику своего времени. Биографы указывают на его веротерпимость, проповедь свободы мышления, попытки противодействовать крайностям папистского абсолютизма. Н. К. Дал законченное выражение универсализма средне-вековой мысли и вместе с тем явился первым философом нового времени, предвосхитив многие идеи и методы математического естествознания и развив в своём творчестве тенденции, не потерявшие своей актуальности до настоящего времени. Диалектическая тенденция выразилась у Н. К. В его стремлении охватить все вещи и события мировой жизни в единстве и цельности — бесконечном «максимуме», который не сводим ни к чему конкретному и отдельному и превосходит его, но в то же время отражается отдельными вещами.

Этот «максимум» есть одновременно и бесконечный «минимум», поскольку целостность максимума не допускает никакого деления («Ученое незнание», 1440). Он вообще есть совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), которое Н. К. Трактует весьма разнообразными способами, в том числе как принцип отрицания отрицания («О не ином», 1462). Абсолют, «не-иное» есть «иное» «иного», которое определяет собою и себя и иное, превышает и утверждение и отрицание, будучи «утверждением утверждения». «Абсолютный единый максимум» трактуется как высшее достижение разума и как нечто превышающее самый разум. Для позднего Н. К. — это уже и не «бытие» в традиционном смысле, а «возможность», заключающая в себе одновременно начало и формы и материи.

Математическая тенденция у Н. К. Проявилась — в онтологическом аспекте — в идее совпадения треугольника, круга, сферы и вообще всякой геометрической фигуры с бесконечной прямой при бесконечном удлинении их сторон или диаметра, и наоборот. Получающаяся при таком совпадении бесконечная фигура есть «форма» и «образец» любой конкретной геометрической фигуры. Н. К. Принадлежит семь специальных трактатов по математике. Используя метод бесконечного приближения при определении квадратуры круга (См. Квадратура круга), тригонометрических расчётах, вычислении числа π, он явился одним из предшественников математического анализа 17 в. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Н. К. Учил, что земля, как и любое др. Небесное тело, не может быть центром Вселенной.

Доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания (например, эксперимент с определением веса растущего растения), предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Конструктивно-эмпирическая тенденция возникала у Н. К. В связи с тем, что непостижимый абсолют конкретно существовал в вещах и отражался ими, так что познание этих вещей, будучи бесконечным приближением к заключённой в абсолюте истине, осуществляется посредством «догадок», или «предположений», — априорных творческих актов человеческого разума («De coniecturis», 1440). Символико-мифологическая тенденция выразилась у Н. К. Не только в представлении о живой иерархии космоса, но прежде всего в символической многоплановости всего стиля его мысли.

Предпринятое им философское обоснование церковных догматов содержит своеобразную диалектику мифа в духе Неоплатонизма. Является бесплодным издавна ведущийся в науке спор, был ли Н. К. Теистом или пантеистом. При акценте на абсолютном, надмировом максимуме вся система Н. К. Получала монотеистическое толкование (в духе отрицательной теологии Ареопагитик (См. Ареопагитики) «максимум», «не-иное», «бытие-возможность» оказываются у Н. К. Различными обозначениями, «именами» трансцендентного бога), но при смещении логических акцентов на малый, «конкретизированный» максимум возникало пантеистическое представление о мироздании, состоящем лишь из чувственно-постигаемых вещей, в которые должен бесконечно углубляться человек.

Эти пантеистические возможности концепции Н. К. Были последовательно осуществлены Дж. Бруно. Соч. Opera omnia, Basileae, 1565. Opera omnia, Lpz. — Hamb., 1932—70—. Philosophisch-theologische Schriften, Bd 1—3, W., 1964—67. Werke, Bd 1—2, В., 1967. В рус. Пер. — Избр. Филос. Соч., пер. С. А. Лопашова и А. Ф. Лосева, М., 1937. Лит. Тажуризина 3. А., Философия Николая Кузанского, М., 1972. Gandillac М. De, La philosophie de Nicolas de Cues, P., 1942. Santinello G., II pensiero di Nicolo Cusano nella sua prospettiva estetica, Padova, 1958. Tokarski М. F., Filozofia bytu u Mikolaja z Kuzy, Lublin, 1958. Zeilinger E., Cusanus-Konkordanz, Münch., 1960. Kleinen H., Danzer R., Cusanus-Bibliographie (1920—61), в кн. Mitteilungen und Forschungsbeiträge der Cusanus-Gesellschaft, Mainz, 1961, S.

95—126. Vansteenberghe E., Le cardinal Nicolas de Cues, P., 1963. Jaspers K., Nikolaus Cusanus, Münch., 1964. Jacobi Kl., Die Methode der Cusanischen Philosophie, Freiburg — Münch., 1969. Cusanus-Gedachtnisschrift, Innsbruck — Münch., 1970. А. Ф. Лосев. Николай Кузанский. Фрагмент надгробного рельефа церкви Сан-Пьетро ин Винколи в Риме..

Значения в других словарях
Николай Дамасский

(Nikólaos Damaskenos) (64 до н. Э. — начало 1 в. Н. Э.), древнегреческий историк. Родом из Дамаска. Был советником царя Иудеи Ирода I, потом жил при императорском дворе в Риме. Из произведений Н. Д. Дошли во фрагментах. «История» (в 144 книгах), «Жизнь Цезаря», «О своей жизни и своем воспитании», «Собрание замечательных обычаев». Особый интерес представляет «История», первые книги которой были посвящены истории и мифологии стран Востока, последние — событиям 7—4 до н. Э. В Средиземноморье (больш..

Николай Кавасила

(греч. Nikólaos Kabásilas) (около 1320 — около 1391), византийский теолог, философ и учёный-энциклопедист. В отличие от др. Представителей Исихазма, дал в своём главном произведении «О жизни во Христе» вариант исихастской этики, ориентированный не столько на монахов, сколько на мирян. Лит. Lot-Borodine М., Une maître de la spiritualité byzantine au XIV siecle Nicolas Cabasilas, P., 1958. ..

Николай Михайлович

(Романов) [14(26).4.1859 — 28.1.1919, Петроград], русский великий князь, историк, председатель Русского исторического общества (1909—17). Сын Михаила Николаевича (См. Михаил Николаевич) (Романова). В 1884—1903 на военной службе. Стоял в стороне от придворной жизни, переписывался с Л. Н. Толстым. Автор ряда исследований по русской истории 1-й четверти 19 в., написанных с консервативно-монархических позиций (представляют интерес благодаря содержащемуся в них обширному документальному материалу). П..

Николай Николаевич

IНикола́й Никола́евич (Старший) [27.7(8.8).1831, Царское Село, ныне г. Пушкин, — 13(25).4.1891, Алупка], русский великий князь, третий сын императора Николая I, генерал-адъютант (1856), генерал-фельдмаршал (1878). Учился в 1-м кадетском корпусе, военную службу начал в 1851 в лейб-гвардии Конном полку, с 1852 командовал бригадой, с 1856 дивизией гвардейской кавалерии. В 1852 (фактически с 1856) — 1891 генерал-инспектор по инженерной части. С 1855 член Государственного совета. С 1859 командир гвар..

Николай Кузанский

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс - Krebs) (1401-64), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного "максимума" и бесконечного "минимума"). Человеческое знание есть "знание незнания" ("ученое незнание"). Будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолют..

Николай Кузанский

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс) (1401 - 64), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал> (1448). Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного "максимума" и бесконечного "минимума"). Человеческое знание> ("ученое незнание"), будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, осуществляется с помощью "догадок" или "предположений". Автор> математических трактатов, один из..

Николай Кузанский

(Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401—1464) — величайший из немецких гуманистов первого поколения, богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель, родом из лотарингской деревни Кус (Cues), откуда и его прозвание. Сын рыбного торговца. В первой юности бежал от принудительных занятий отцовской профессией и, под покровительством одного местного вельможи, поступил в школу "духовных братьев общей жизни" в Девентере, а потом в Падуанский университет, где в 1424 году получил докторскую степень..

Николай Кузанский

(1401—1464 гг.) теолог, философ и ученый Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться.Всякое исследование основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений.…Кто может подняться настолько высоко, чтобы постигнуть многообразие в единстве и единство в многообразии. Это сочетание свыше всякого разумения.Мы видим, что… все в природе содержит в себе самопроизвольное стремление существовать лучше, поскольку это допускаю..

Николай Кузанский

(Nicolaus Cusanus. Наст. Фам. - Кребс. Прозван Кузанским по месту рождения - деревне К уза ок. Г. Трир) (1.VIII.1401 - 11.VIII.1464) - нем. Философ, крупный политич. И церк. Деятель. Учился в Гейдельбергском и Падуанском ун-тах. В Италии сблизился с гуманистами (А. Траверсари, Л. Валлой), впоследствии активно разыскивал и собирал памятники антич. Лит-ры. На Базельском соборе 1432 выступил против верховенства папы, но затем стал сторонником церк. Централизации и усиления политич. Авторитета папст..

Николай Кузанский

(1401-1464) - нем. Философ, теолог, ученый, видный церковный и полит, деятель. Родился в семье рыбака и виноградаря.Учился в ун-тах Гейдельберга и Падуи (1416—1426). Изучал математику, юриспруденцию, естествознание, потом — теологию. Получил духовное звание. Кардинал с 1448 г., епископ в Бриксене (Тироль) с 1450 г., генеральный викарий в Риме (с 1458 г.). Большую часть жизни провел в Италии, где впитал культуру гуманизма. Осмыслив средневековый неоплатонизм, Н.К. Создал свою оригинальную интелле..

Николай Кузанский

(Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения. Последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию. Кардинал Римской церкви и одновременно типичный для Ренессанса многогранный культурный деятель и крупный ученый своего..

Николай Кузанский

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения. Последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию. Кардинал Римской церкви и одновременно типичный для Ренессанса многогранный культурный деятель и кру..

Николай Кузанский

(Nicolaus Cusanus) (настоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401—1464) — центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения. Последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию. Кардинал Римской церкви и одновременно типичный для Ренессанса многогранный культурный деятель и крупный ученый своего..

Дополнительный поиск Николай Кузанский Николай Кузанский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Николай Кузанский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Николай Кузанский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 17 символа