Номинализм

162

(лат. Nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. Именами отдельных единичных «сущностей» — реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени «человек» — имена «Петр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию. Классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции.

В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе универсалиями (См. Универсалии). Универсалии, согласно Н., — это имена имён, а не сущности (как для схоластического Реализма) или понятия (как для Концептуализма). «...если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т.д.) — универсалии, т. Е. Имена, общие многим вещам. Представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей» (Гоббс Т., Избр.

Произведения, т. 1, М., 1964, с. 66). Истоки Н. Восходят к античности (См. Античность). Его первые представители в ранней античности — Антисфен и Диоген Синопский, противники «мира идей» Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики. В поздней — Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику. В раннее средневековье Н. (тогда, собственно, и появились термины «Н.» и «номиналисты») выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала недовольство церкви — Н. Был осужден Суассонским собором (1092). Однако это не остановило филиации номиналистических идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А.

Де Серешаль), логики (Петр Испанский, У. Оккам, Ж. Буридан). Тогда же Н. Начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем). По словам В. И. Ленина, в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 37). В эпоху Возрождения с её обращением к опыту, в противовес схоластическим абстракциям, Н. Находит многих сторонников (Л. Валла, Х. Вивес, Низолий). В новое время он переходит преимущественно уже в форме сенсуализма. Т. Гоббс, Дж. Локк и французские материалисты — с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм — с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного Н.

Значение абстракции не является контекстно свободным. На абстракции следует смотреть как на «символические фикции» — термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирической модели (см. Верификация). Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического Н. — особой точки зрения на Основания математики, возникшей в начала 20 в.

В Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. Странах в ответ на известное возрождение платонизма в концепциях множеств теории (См. Множеств теория), в особенности на ничем не ограниченное введение абстракций как сущностей (см. Абстракции принцип), которое ведёт к парадоксам. Математические номиналисты предприняли ряд попыток построить математику без парадоксов, основываясь на идее использования формальных систем (См. Формальная система) (формальных языков), в терминах которых удаётся выразить многие абстракции математики и таким образом исключить их, заменив соответствующей «языковой моделью». Логика, лежащая в основе этих систем, понимается при этом в духе номиналистической традиции.

Существуют («первично», «сами по себе», вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена (См. Имя) или дескрипции (См. Дескрипция)) могут быть значениями предметных переменных логического языка, образуя истинный «универсум рассуждения» (предметную область) любой научной теории. Поэтому единственной приемлемой с точки зрения Н. Логикой является узкое исчисление предикатов (см. Логика предикатов). Номиналистическая программа в известной мере обосновывается теоремой Крейга об устранимости абстрактных терминов из языка любой научной теории (см. Craig W., On axiomatizability wihin a system, «The Journal of Symbolic Logic», 1953, v. 18), однако полная практическая реализация этой программы представляется неосуществимой.

Лит. История философии, т. 1, М., 1957. Рвачёв Л. А., Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики, К., 1966. Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн. Проблема знака и значения, М., 1969. Ледников Е. Е., Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике, К., 1973. Beth Е. W., L'existence en mathématiques, P. — Louvain, 1956. Carré М., Realists and nominalists, Oxf., 1961. Philosophy of mathematics, Oxf., 1964. М. М. Новосёлов.

Значения в других словарях
Номеронабиратель

узел телефонного аппарата (См. Телефонный аппарат), предназначенный для управления работой приборов АТС в процессе соединения с линией вызываемого абонента. По способу набора номера абонента различают дисковые и кнопочные Н. ..

Номинал

(лат. Nominalis — именной, от nomen — имя, название) 1) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах (См. Ценные бумаги) (акциях, облигациях и т.п.), бумажных денежных знаках и монетах. Курс ценных бумаг может отклоняться от Н. 2) Нарицательная цена товара, указанная в Прейскуранте или на самом товаре. 3) Книжный Н. — комплексная розничная цена, указанная на книжной, нотной, изобразительной и периодической печатной продукции, предназначенной для продажи, а также на географических и др..

Номиналистическая теория денег

см. В ст. Деньги. ..

Номинальная заработная плата

при социализме — сумма денежных средств, которую получают рабочие и служащие за свой труд в соответствии с его количеством и качеством (см. Заработная плата). При капитализме — сумма денег, которую получает работник за свою рабочую силу. Н. З. П. Характеризует уровень заработной платы независимо от изменения цен на товары и услуги. В этом её отличие от реальной заработной платы (См. Реальная заработная плата). Последняя определяется совокупностью жизненных средств, которые работник способен при..

Номинализм

НОМИНАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. Nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма..

Номинализм

НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - к..

Номинализм

Одно из направлений средневековой схоластической философии, развившееся в борьбе с противоположным ему направлением, реализмом. В этой борьбе есть настоящий философский интерес, заставляющий признать ее не только историческим явлением схоластической философии, но и настоящей философской проблемой, занимавшей как греческих мыслителей, так и современных нам философов. Н. (и реализм) возник из анализа общих понятий и идей, путем которого хотели определить значение их и отношение общих понятий к еди..

Номинализм

(ново-лат., от nomen - имя, с греч. Окончанием). Учение, по которому слова, обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов. Противоположное реализму.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)новолатинск., от nomen, имя, с греческим окончанием. Учение номиналистов.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)средневековое схоластически-философ..

Номинализм

Направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. Nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуа..

Номинализм

М.Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов (т.е. Признается первичность вещей и вторичность понятий).. ..

Номинализм

НОМИНАЛИ́ЗМ -а. М. [от лат. Nomen (nominis) - имя] Средневековая философская система, отрицающая реальное существование универсалий, считая их лишь именами, относящимися ко множеству единичных вещей, фактов, явлений.. ..

Номинализм

Номинализма, мн. Нет, м. (от латин. Nomen - имя) (филос.). Средневековое философское схоластическое учение, противоположное средневековому "реализму", считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием.. ..

Номинализм

1. Философская точка зрения, согласно которой абстрактные идеи или понятия не имеют объективной реальности и, следовательно, не могут быть полноправными объектами научного исследования. Номиналисты утверждают, что реальность состоит исключительно из объективных деталей и что такие понятия, как сознание, общество, личность и т д., не представляют никакой научной ценности. Это направление представляет собой крайнюю форму эмпиризма. Ср. С позитивизмом и операционализмом противопоставляется реализму..

Номинализм

В строгом значении — теория знания, противопоставляемая реализму. Иногда, однако, термин используется по отношению к "via moderna".. ..

Номинализм

(лат. Nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - 1 ) в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. УНИВЕРСАЛИИ}. 2) в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. Сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единично..

Номинализм

НОМИНАЛИЗМ (лат. Nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. УНИВЕРСАЛИИ). (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. Сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование кон..

Номинализм

(лат. Nomina — имена, nominalis — относящийся к названиям) — 1 ) в узком смысле — направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии). 2) в широком смысле — интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. Сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единично..

Дополнительный поиск Номинализм Номинализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Номинализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Номинализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 10 символа