Ньяя

92

(санскр., буквально— правило, канон, логика вообще) одна из шести ортодоксальных (т. Е. Признающих авторитет вед (См. Веды)) систем индийской философии. Различают «первоначальную» Н., исходным текстом которой была «Ньяя-сутра» Гаутамы (2 в. До н. Э. Или 2 в. Н. Э.), а наиболее важными комментариями к ней — «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4—5 вв.), «Ньяя-варттика» Удьотакары (7 в.), «Ньяя-варттика-татпарьятика» Вачаспати Мишры (9 в.), «Ньяя-манджари» Джаянты Бхатты (10 в.) и «Киранавали» Удаянты (10 в.), и «новую» Н. («Навья-Ньяя»), основной текст которой — «Таттва-чин-тамани» Гангеши Упадхьяи (12 в.) и многочисленные работы его последователей в 14—18 вв. Васудевы Сарвабхаумы, Рагхунатхи Широмани, Матхуранатхи и др. Предметом «первоначальной» Н.

Являлся анализ проблем логики, семантики, грамматики и теории познания, возникавших при определении правил ведения философских диспутов и нахождении критериев достоверного опытного знания. Эти проблемы распределялись по 16 основным темам. Источники истинного знания (чувственное восприятие, логический вывод, аналогия и словесное свидетельство авторитета), объекты познания (в т. Ч. Материальные предметы, морально-этические ценности, психические состояния и религиозные феномены), ситуации сомнения в подлинности знания, мотивы к совершению действий, примеры, на которых возможно достижение согласия между участниками диспута, основания для доказательств, структура логического вывода, гипотетического умозаключения, способы открытия нового знания, диспуты, приводящие к установлению истины, софистические споры, правила опровержения оппонента, ошибки в логическом выводе, признаки подмены терминов, уловки в споре и условия признания поражения в споре.

По мере развития Н. Всё больше внимания уделялось формально-логической проблематике, а вопросы теории познания и методологии, дискуссии отходили на второй план. Сложилась классическая пятичленная форма логического вывода, радикально отличающаяся от аристотелевской силлогистики, во-первых, тем, что термины вывода определяются по правилам логики отношений (См. Логика отношений), а не логики субъектов и предикатов, во-вторых, той ролью, какую играл пример в структуре вывода. Представители Н., занимая позиции крайнего логического реализма, не допускали возможности отношений с недемонстрируемыми терминами. Поэтому пятичленная структура вывода сохраняла особенности умозаключения по аналогии или уподобления образцу и не могла быть сведена к трёхчленному силлогизму.

Усиление реалистических тенденций в теории познания Н. Шло параллельно с её сближением, а затем практически слиянием с атомистической философией вайшешики (См. Вайшешика), у которой Н. Заимствовала всю физику и систему онтологических категорий, превращенных Н. В теоретико-познавательные. «Знание» для Н. Приобрело такое же положение, как и объекты физического мира, а способам его получения и верификации был придан строго операционалистский характер. Это превращение завершилось в «новой» Н., авторы которой занимались почти исключительно проблемами формальной логики и логической семантики. Они создали законченную систему интенсиональной логики, все правила которой были строго формализованы. При получении терминов логического вывода главными являлись операции многоступенчатого отрицания, позволявшие осуществлять логического действия без кванторов и содержательного ограничения свойств, что позволяло полностью исключить случаи недемонстрируемости терминов.

Лит. Vidyabhusana S. С., A history of Indian logic, Calc., 1921. Keith A. B., Indian logic and atomism, Oxf., 1921. Randle Н. N., Indian logic in the early schools, Oxf., 1930. Chatterjee S. C., Nyāya theory of knowledge, N. Y., 1939. Ingalls D. Н. H., Materials for the study of Navya-nyāya logic, Camb., 1951. MatiIaI B. K., The Navya-nyāya doctrine of negation, Camb., 1968. Его же, Epistemology, logic and grammar in Indian philosophical analysis, The Hague, 1971.

Значения в других словарях
Ньяса

(Nyasa) Малави, озеро в Африке, в Мозамбике, Танзании и Малави. Расположено в сбросовой впадине на высоте 472 м. Площадь 30,8 тыс. Км2. Глубина до 706 м (в северной части водоёма, где дно его лежит значительно ниже уровня моря). Берега крутые и скалистые, высокие, особенно на С. И С.-В. Южная часть котловины лежит в широкой впадине, берега обрамляет узкая полоса прибрежной равнины. Среднегодовой приход воды в озеро (речной сток плюс осадки) около 72 км2, испарение около 66 км3. Сток по р. Шире, ..

Ньясаленд

(Nyasaland) бывшее английское владение в Восточной Африке (с конца 19 в.). В 1953—63 входило в созданную Великобританией колонию Федерацию Родезии и Ньясаленда. С 1964 — государство Малави. ..

Нэйцзян

город в Китае, в провинции Сычуань, на р. Тоцзян. 220 тыс. Жителей (1957). Крупный ж.-д. Узел (линии на Чунцин, Чэнду, Ибинь, Куньмин). Важный торговый центр. Производство сахара. С.-х. Машиностроение. ..

Нэлепп

Георгий Михайлович [7(20).4.1904, с. Бобруйки, ныне Черниговской области УССР, — 18.6.1957, Москва], русский советский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1951). Член КПСС с 1940. В 1930 окончил Ленинградскую консерваторию (класс И. С. Томарса). В 1929—1944 солист Ленинградского театра оперы и балета, в 1944—57 — Большого театра СССР. Н. — один из крупнейших советских оперных певцов, актёр большой сценической культуры. Обладал звучным, мягким голосом, богатым тембровыми красками...

Ньяя

НЬЯЯ (санскр.) - одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой. Важнейший комментарий к его "ньяя-сутре" - "ньяя-бхашья" Ватсьяяны (4-5 вв.). Основной текст "новой ньяя" (12 в.) - сочинение Гангеши Упадхьяи "Таттва-Чинтамани". В центре ньяя - проблемы теории познания и логики. Разработала пятичленную форму логического вывода. Реализм ньяя привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением вайшешики. Выступала против скептицизма буддис..

Ньяя

НЬЯЯ (санскрит>), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет> вед) систем индийской философии. Основана Готамой. Важнейший комментарий> к его "ньяя-сутре" - "ньяя-бхашья" Ватсьяяны (4 - 5 вв.). Основные тексты "новой ньяя" (12 в.) - сочинение Гангеши Упадхьяи "Таттва-Чинтамани".. ..

Ньяя

(санскр. Nyâya = правило, основание, метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) индийской философии, по преданию — основанная мудрецом Готамой. Н. Принадлежит к тем четырем (из шести) школам, которые, хотя и принимаются правоверными индусами, но с известными ограничениями. Н. Считается обыкновенно логической системой, своего рода индийской теорией логики и гносеологии. Но лишь ее метод имеет строго логический характер, а цели ее — чисто диале..

Ньяя

— одна из шести ортодоксальных, принимающих авторитет вед систем индийской философии. Основана Готамой. В центре — проблемы теории познания и логики. Выступала против скептицизма буддийской теории познания.. ..

Ньяя

1) Способ, подход, метод.2) Формализованная аргументация, сопоставимая с европейской силлогистикой.3) Одна из ортодоксальных даршан.В истории ее различаются 2 осн. Этапа - древняя Н. И навъя-ньяя. Исходный текст древней школы - "Ньяя-сутра" Акшапады Готамы. Предшествующий ему этап прямо не известен, частично восстанавливается по перечням методических и диалектических приемов в медицинских и политических трактатах, эпизодах "Махабхараты" и пр. "Ньяя-сутра" прокомментирована Пакшиласвамином, он же..

Ньяя

Ньяя (санскр. Правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе. ..

Ньяя

(Санскр.) Одна из шести Даршан или школ Философии в Индии. Система индусской логики, основанная Риши Готамою.. ..

Дополнительный поиск Ньяя Ньяя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ньяя" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ньяя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 4 символа