Олигофренопедагогика

121

отрасль дефектологии (См. Дефектология), изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. Как определённое направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальными отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи. Французский врач и педагог Э. Сеген разработал в середине 19 в. Систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли. Во 2-й половине 19 в. С введением во многих странах всеобщего начального обучения усилилось внимание к лёгким формам умственной отсталости детей.

Для них стали создаваться специальные классы и школы. Становление О. За рубежом связано с именами Ж. Демора и О. Декроли (Бельгия), Б. Меннеля и А. Фукса (Германия), А. Бине, Ж. Филиппа и П. Бонкура (Франция). В разработку отечественной дореволюционной и советской О. Значительный вклад внесли Е. К. Грачева, М. П. Постовская, В. П. Кащенко, А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев и др. Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908, первая вспомогательная школа — в 1910. В СССР воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости осуществляется в специальных вспомогательных школах и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а следовательно, на их социальную реабилитацию.

Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых детей. Советские олигофренопедагоги отвергают получившие распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторная культура, психическая ортопедия) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режим, оберегающий нервную систему ребёнка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогательной школе и вне её, единство и постоянство требований школы и семьи. Советская О. Придаёт большое значение обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи, рациональному использованию словесных и наглядных методов в учебно-воспитательном процессе, практической направленности обучения.

На основе динамического психологопедического изучения умственно отсталых детей осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку. Олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты педагогических институтов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская работа в области О. Ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР и на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов. Лит. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 2 изд., М., 1960. Граборов А. Н., Очерки по олигофренопедагогике, М., 1961. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под ред. Г. М. Дульнева, М., 1961. Пинский Б. И., Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников, М., 1962.

Лурье Н. Б., Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, М., 1962. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы, М., 1965. Дульнев Г. М., Основы трудового обучения во вспомогательной школе, М., 1969. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1970. Замский Х. С., История олигофренопедагогики, М., 1974. Х. С. Замский..

Значения в других словарях
Олигофагия

(от Олиго. И греч. Phagéin — есть, пожирать) способность животных (олигофагов) питаться немногими видами пищи. Противопоставляется монофагии (См. Монофагия) — крайне специализированному питанию лишь 1 видом пищи и полифагии (См. Полифагия) — питанию многими видами пищи (см. Всеядность). О. Свойственна насекомым и др. Членистоногим — паукам, клещам, ракообразным. Встречается и среди червей, моллюсков, рыб, птиц (насекомоядные, зерноядные, плодоядные, хищники — рыбоеды, орнитофаги), млекопитающих ..

Олигофрения

(новолат. Oligophrenia – малоумие, от греч. Olígos — малый и phrēn — ум) группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. Происхождение О. Может быть связано с болезнями в период беременности матери (сифилис, краснуха, токсоплазмоз, авитаминозы, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и др.), а также с резус-несовместимостью крови матери и плода, травмой и асфиксией (См. Асфиксия) плода в родах, перенесёнными Менингитом, энцефа..

Олигохеты

то же, что Малощетинковые черви. ..

Олигоценовый отдел

(эпо́ха) олигоцен (от Олиго. И греч. Kainós — новый), верхний отдел палеогеновой системы (периода) (См. Палеогеновая система). Выделен в 1855 немецким геологом Г. Бейрихом. Подразделяется на две, иногда на три части. Разделение О. О. На ярусы носит местный характер.. ..

Олигофренопедагогика

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА (от олигофрения и педагогика) - отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей.. ..

Олигофренопедагогика

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Олигофренопедагогика

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГО́ГИКА -и. Ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий методы воспитания и обучения умственно отсталых детей.. ..

Олигофренопедагогика

(олигофрения + педагогика) отрасль дефектологии, разрабатывающая теорию и практику обучения умственно отсталых детей.. ..

Олигофренопедагогика

(Олигофрения + педагогика)отрасль дефектологии, разрабатывающая теорию и практику обучения умственно отсталых детей.. ..

Олигофренопедагогика

(олигофрения + педагогика) - отрасль дефектологии, разрабатывающая теорию и практику обучения умственно отсталых детей.. ..

Олигофренопедагогика

Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения умственно отсталых детей.. ..

Олигофренопедагогика

Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения умственно отсталых детей.. ..

Олигофренопедагогика

(от греч. Oligos — малый, phren — ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофи-зич. Развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки.Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в нач. 19 в. Ж. Итаром. В сер. 19 в. Франц. Врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-пед. Системы собств. Практику воспитания слабоумных детей. Со 2-..

Дополнительный поиск Олигофренопедагогика Олигофренопедагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Олигофренопедагогика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Олигофренопедагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 20 символа