Орфоэпия

88

(греч. Orthoépeia, от orthós — правильный и épos — речь) совокупность норм национального языка (См. Национальный язык), обеспечивающих единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной речи содействует (как и Орфография) быстрому и лёгкому языковому общению. Понятие О. Включает в себя произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетическую систему языка, т. Е. Состав фонем (См. Фонема), их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм (например, пл [а] тишь, а не пл [о] тишь, [ш] то, а не [ч] то). Значение норм суперсегментной фонетики для О. Различно в разных языках. Например, для русского языка имеет большое значение ударение, связанное с образованием грамматических форм.

Некоторые учёные в состав О. Включают образование вариантных грамматических форм (например, «трактора́» или «тра́кторы»). О. Складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных национальных языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм О. И их социолингвистическое значение весьма различны. Правила О. Имеют свою длительную историю и складываются в качестве норм национального языка обычно поздно. Нормы О. Русского языка сложились в своих важнейших чертах ещё в 1-й половине 17 в. Как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм.

Окончательно они сложились во 2-й половине 19 в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Существовавшие до Октбрьской революции 1917 нормы О. В основном сохранились. Изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная мягкость ([д] ве, [з] верь рядом с [дь] ве, [зь] верь), произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии О. Имел театр, культивирующий нормы О. В наиболее чистом виде. Сценическая речь во многих языках является основой орфоэпических норм. Значение О. Возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения. Лит. Ушаков Д. Н., Русская орфоэпия и её задачи, в кн. Русская речь, в. 3, Л., 1928. Щерба Л. В., О нормах образцового русского произношения, «Русский язык в школе», 1936, №5.

Его же, Фонетика французского языка, Л., 1939. Винокур Г., Русское сценическое произношение, М., 1948. Аванесов Р. И., Русское литературное произношение, 5 изд., М., 1972. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник, М., 1959. Siebs Th., Deutsche Bühnenaussprache-Hochsprache, 14 Aufl., Köln, 1927. Grammont М., Traite pratique de prononciation française, 9 ed, P., 1938. Jones D., An outline of English phonetics, 9 ed., Camb., 1960. Его же, An English pronouncing dictionary, 10 ed., L., 1955. Michaelis H. Et Passy P., Dictionnaire phonétique de la langue française, 2 éd́., Hannover — B. — P., 1914. Viëtor W., Deutsches Aussprachewörterbuch, 3 Aufl., Lpz., 1921. P. И. Аванесов.

Значения в других словарях
Орфограмма

(от греч. Orthós — правильный и grámma — письмо) 1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке, например в русском языке окончание прилагательных мужского рода единственного числа родительсного падежа -ого [овΛ]. «доброго» [добръвΛ]. В английском языке окончание отглагольных существительных -tion [∫ən]. Facilitation — «облегчение, помощь». 2) Написание, соответствующее правилам орфографии (См. Орфография). ..

Орфография

(греч. Orthographía, от orthós — правильный и gráphõ — пишу) правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме. Общественная функция О. Проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчает пользование письменной речью. Правила О. Включают выбор способов буквенного обозначения фонем (См. Фонема) и слов, а также употребление заглавных букв, перенос слов..

Орхан Вели Канык

[Orhan Veli Kanik. Псевдоним — Мехмет Али Сель (Mehmet Ali Sel)] (13.4.1914, Стамбул, — 14.9.1950, там же), турецкий поэт. Учился на философском отделении литературного факультета Стамбульского университета. Работал в государственных учреждениях. Выпускал литературный журнал «Япрак» («Yaprak», 1949—50). Дружба О. В. К. С поэтами Мелихом Джевдетом Андаем и Октаем Рыфатом Хорозчу перешла в поэтическое содружество, известное под названием «Saçayak» («Треножник»). Поэт стремился демократизировать п..

Орхан Кемаль

(Orhan Kemal. Литературное имя. Настоящее имя Мехмет Рашид Огютчю, Mehmet Raşit Ögütcü) (15.9.1914, Джейхан, — 2.6.1970, София), турецкий писатель. Работал ткачом, официантом. Пережитое легло в основу почти всех его сочинений. Вначале выступил как поэт (псевдоним — Рашид Кемаль, Орхан Рашид). За пропаганду «красных идей» некоторое время находился в заключении вместе с Назымом Хикметом, изучил с его помощью русского языка, познакомился с русской и советской литературой. Герой его новелл, а также ..

Орфоэпия

ОРФОЭПИЯ (от греч. Orthos - правильный и epos - речь) -..1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единообразие его звукового оформления2)] Раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение.. ..

Орфоэпия

ОРФОЭПИЯ (от греческого orthos - правильный и epos - речь), 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единообразие его звукового воплощения всеми носителями языка. 2) Раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение.. ..

Орфоэпия

(от ереч. Orthos — прямой, правильный + epos — речь).. ..

Орфоэпия

Произношение. ..

Орфоэпия

Ж.1) Система образцовых норм литературного произношения.2) Соблюдение таких правил произношения.. ..

Орфоэпия

ОРФОЭ́ПИЯ -и. Ж. [от греч. Orthos - правильный и epos - речь].. ..

Орфоэпия

-и, ж. 1. Правила литературного произношения. 2. Само такое правильное произношение. II прил. Орфоэпический, -ая, -ое. Орфоэпические нормы.. ..

Орфоэпия

Орфоэпии, ж. (от греч. Orthos - правильный и epos - речь) (лингв.). Правила образцового произношения. Русская орфоэпия. Уроки орфоэпии. Соблюдение этих правил. Обращать внимание на орфоэпию учащихся.. ..

Орфоэпия

Заимств. В XVIII в. Из франц. Яз., где orthoépie <. Греч. Orthoepeia, на базе orthos «пра вильный», и epos «речь». См. Орфография, эпос.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Орфоэпия

ОРФОЭПИЯ - слово, переводимое как «правильное произношение» (греческое orthós - «правильный» и épos - «слово»). В О. Ставится вопрос об определенном способе произношения слов, к-рый для определенной среды и эпохи считается «правильным». В О. Утверждается, что из двух существующих произношений «Одесса» и «Одэсса» следует придерживаться первого, что следует говорить «конешно», а не «конечно», но «бесконечный» (с «ч») и т. П. О. Так. Образом является одним из характерных проявлений унификации лите..

Орфоэпия

(греч orthoepeia, от orthos — правильный и epos — речь), совокупность норм языка, обеспечивающих единство его звукового оформления Единообразие звукового оформления устной речи содействует облегчению языкового общенияО складывается исторически вместе с формированием языка При этом в разных языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия различны Нормы О рус языка сложились в своих важнейших чертах в 1-й пол 17 в как нормы моек говора, к-рые лишь по мере развития и укрепления языка стали..

Дополнительный поиск Орфоэпия Орфоэпия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орфоэпия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орфоэпия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 8 символа