Орфоэпия
(греч. Orthoépeia, от orthós — правильный и épos — речь) совокупность норм национального языка (См. Национальный язык), обеспечивающих единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной речи содействует (как и Орфография) быстрому и лёгкому языковому общению. Понятие О. Включает в себя произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетическую систему языка, т. Е. Состав фонем (См. Фонема), их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм (например, пл [а] тишь, а не пл [о] тишь, [ш] то, а не [ч] то). Значение норм суперсегментной фонетики для О. Различно в разных языках. Например, для русского языка имеет большое значение ударение, связанное с образованием грамматических форм.
Некоторые учёные в состав О. Включают образование вариантных грамматических форм (например, «трактора́» или «тра́кторы»). О. Складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных национальных языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм О. И их социолингвистическое значение весьма различны. Правила О. Имеют свою длительную историю и складываются в качестве норм национального языка обычно поздно. Нормы О. Русского языка сложились в своих важнейших чертах ещё в 1-й половине 17 в. Как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм.
Окончательно они сложились во 2-й половине 19 в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Существовавшие до Октбрьской революции 1917 нормы О. В основном сохранились. Изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная мягкость ([д] ве, [з] верь рядом с [дь] ве, [зь] верь), произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии О. Имел театр, культивирующий нормы О. В наиболее чистом виде. Сценическая речь во многих языках является основой орфоэпических норм. Значение О. Возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения. Лит. Ушаков Д. Н., Русская орфоэпия и её задачи, в кн. Русская речь, в. 3, Л., 1928. Щерба Л. В., О нормах образцового русского произношения, «Русский язык в школе», 1936, №5.
Его же, Фонетика французского языка, Л., 1939. Винокур Г., Русское сценическое произношение, М., 1948. Аванесов Р. И., Русское литературное произношение, 5 изд., М., 1972. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник, М., 1959. Siebs Th., Deutsche Bühnenaussprache-Hochsprache, 14 Aufl., Köln, 1927. Grammont М., Traite pratique de prononciation française, 9 ed, P., 1938. Jones D., An outline of English phonetics, 9 ed., Camb., 1960. Его же, An English pronouncing dictionary, 10 ed., L., 1955. Michaelis H. Et Passy P., Dictionnaire phonétique de la langue française, 2 éd́., Hannover — B. — P., 1914. Viëtor W., Deutsches Aussprachewörterbuch, 3 Aufl., Lpz., 1921. P. И. Аванесов.
Дополнительный поиск Орфоэпия
На нашем сайте Вы найдете значение "Орфоэпия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орфоэпия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 8 символа