Панславизм

128

националистическая идеология и соответствующее ей политическое течение в среде русского дворянства и буржуазии во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Идеи П. Разделялись отдельными славянскими политическими деятелями различной политической окраски (Л. Штур, позднее — К. Крамарж и др.). Порой термином «П.» обозначали совершенно разные явления. Идеи славянской взаимности и культурной общности. Проекты федераций и конфедераций славянских народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чешских и польских освободительных движений. Планы царской России использовать национальные движения славянских народов в своих целях, и т. П. Неточность и тенденциозность термина «П.», обнаружившиеся с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить П.

На «литературный» и «политический», а последний на «демократический» и «реакционный», что лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин « П. « появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и противоречивым. Введён в политический оборот в конце 1840—41 буржуазно-националистическими кругами Венгрии и Германии, видевшими в славянском национально-освободительном движении угрозу своим шовинистическим устремлениям. Получил распространение накануне Революции 1848—49 как средство для ложных обвинений национальных движений славянских народов в стремлении к образованию «Всеславянской монархии», или «Всемирной Российской империи». Использовался в спекулятивной кампании по поводу так называемой панславистской опасности.

П. Как идеология сложился в России в связи с поражением в Крымской войне 1853—56 (См. Крымская война 1853-56) и под влиянием подавления Польского восстания 1863—64 (См. Польское восстание 1863-64). Националистическая реакция русского дворянства на эти события отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского (См. Данилевский), Н. Н. Страхова, А. И. Кошелева (См. Кошелёв) и др. Общественных деятелей, ставших объективно идеологами возникавшего П. В основе этой идеологии лежала идеалистическая концепция о культурно-исторических типах народов, одним из которых якобы и являются славянские народы, отличающиеся от «Европы» (то есть от романо-германского типа) и обязанные сохранить свою самобытность. Теоретические посылки о самобытности исторического развития славянства служили основой для политических выводов о необходимости союза всех славянских народов во главе с Россией, но без Польши, которая в силу своей исторической судьбы якобы утратила славянский характер и принадлежит к «Западу».

В становлении мировоззрения идеологов П. Велика была роль Восточного вопроса, который они рассматривали как конкретное противоборство между «славянством» и «Европой». Они развивали идеи активной поддержки освободительной борьбы южнославянских народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология П. Не имела стройного и законченного вида, отдельные её выразители выставляли на передний план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политических проектах. Как политическое движение П. Носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократического (граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский и др.) и военного кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И.

С. Аксаков, учёные-слависты В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер). Наибольшее политическое влияние П. Имел в 60—70-е гг., особенно в период русско-турецкой войны 1877—78, когда он подталкивал правительство к более активным внешнеполитическим действиям. Но П. Как общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны правительства и его идеологов (М. Н. Катков (См. Каток), К. П. Победоносцев), а также подвергался резкой критике представителей либерально-буржуазного и особенно революционно-демократического течений. В конце 19 в. П. Переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм (К. Н. Леонтьев), либо в теократическое философствование (В. С. Соловьев (См. Соловьёв)). Кризис П. Был обусловлен социально-политическим развитием России, уже стоявшей на пороге буржуазно-демократической революции при наличии серьёзных противоречий между буржуазией и самодержавием.

Ведущая роль пролетариата в Революции 1905—07 вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и П. В частности. Некоторое оживление П. Произошло накануне 1-й мировой войны 1914—18, оно было связано с так называемым неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. Как националистическая реакция буржуазно-помещичьих кругов России и буржуазных слоев др. Славянских народов на усиление германской империалистической экспансии на Востоке и Юго-Востоке Европы и деятельность Пангерманского союза. Отдельные элементы П. Были использованы русской буржуазией в военной пропаганде в годы 1-й мировой войны. П. Потерпел крах и сошёл с исторической арены после победы Октябрьской революции 1917. Лит. Фадеев Р. А., Мнение о Восточном вопросе..., СПБ.

1870. Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871. Аксаков И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886. Милюков П. Н., Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893. Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913. Никитин С. А., Славянские комитеты в России в 1858—1876 гг., М., 1960. Колейка И., Славянские программы и идеи славянской солидарности в XIX—XX вв., Прага, 1964. Волков В. К., К вопросу о происхождении терминов «пангерманизм» и «панславизм», в кн. Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969. Kohn Н., Panslavism, its history and ideology, 2 ed., N. Y., 1960. В. К. Волков..

Значения в других словарях
Панпсихизм

(от Пан. И греч. Psyché — душа) идеалистическое представление о всеобщей одушевлённости природы. Исторические формы П. Различны. От недифференцированного Анимизма первобытных верований и Гилозоизма древнегреческой натурфилософии (См. Натурфилософия) до развитых идеалистических учений о душе и психической реальности как подлинной и единственной сущности мира (концепция монады (См. Монада) у Г. Лейбница, философские идеи немецкого психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейцарского психолога 20 в..

Пансион

(франц. Pension, от лат. Pensio — платёж, взнос, арендная или квартирная плата) 1) в дореволюционной России и некоторых зарубежных странах название частного, реже государственного закрытого учреждения заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. 2) Устаревшее название небольшой гостиницы с полным содержанием проживающих. 3) Содержание жильца с полным обслуживанием.. ..

Пансо

Вольдемар Хансович (родился 30.11. 1920, Таллин), эстонский советский актёр и режиссёр, педагог, народный артист Эстонской ССР (1968), кандидат искусствоведения (1964). В 1941 окончил Таллинское училище сценического искусства, в 1955 режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1941—50, 1955—58, 1964—65 в Эстонском театре им. В. Кингисеппа (Таллин), с 1970 главный режиссёр. Инициатор создания и главный режиссёр (1965—70) Эстонского молодёжного театра (Таллин). Для режиссёрского искусства П. Характерны остр..

Пансо Вольдемар Хансович

Пансо Вольдемар Хансович (родился 30.11. 1920, Таллин), эстонский советский актёр и режиссёр, педагог, народный артист Эстонской ССР (1968), кандидат искусствоведения (1964). В 1941 окончил Таллинское училище сценического искусства, в 1955 режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1941—50, 1955—58, 1964—65 в Эстонском театре им. В. Кингисеппа (Таллин), с 1970 главный режиссёр. Инициатор создания и главный режиссёр (1965—70) Эстонского молодёжного театра (Таллин). Для режиссёрского искусства П. Характерны..

Панславизм

ПАНСЛАВИЗМ - 1) термин, введенный в 1840-х гг. Австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов.2) Течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила слав..

Панславизм

ПАНСЛАВИЗМ, течение в российской общественной мысли 2-й половины 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. Название восходит к термину, введённому в 1840-х гг. Националистически настроенными австро-венгерскими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов, входивших в состав Австро-Венгерской империи. В основе П. - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славян во главе с Ро..

Панславизм

См. Славянство.. ..

Панславизм

(греч., от pan - все, и им. Народа славяне, с греч. Оконч.). Стремление объединить все славянские племена с целью охранить славянскую народность от давления других национальностей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от pan, все, и им. Народа Славяне, с греч. Оконч. Стремление к соединению всех Славян в одно государство.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михе..

Панславизм

..

Панславизм

1) термин, введенный в 1840-х гг. Австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов. 2) Течение в российской общественной мысли 2-й пол. 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. В основе - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский харак..

Панславизм

Стремление славян к полному их объединениюСр. Панславизм - это ящик Пандоры, подсунутый нам злым московским колдуном.В.А. Полетика.см. Ящик Пандоры.. ..

Панславизм

-а, м. Идейно-политическое течение 19 — нач. 20 в., отражающее стремление к политическому объединению и духовному единению славян. II прил. Панславистский, -ая, -ое и панславянский, -ая,-ое.. ..

Панславизм

Панславизма, мн. Нет, м. (истор.). Националистическое течение среди реакционной монархической буржуазии России и нек-рых других славянских стран в 19 в. И в начале 20 в., стремившееся к объединению славянских государств с царской Россией во главе. См. (пан).. ..

Панславизм

1) термин, введенный в 1840-х гг. Австро-венгерскими националистическими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов;. ..

Панславизм

- идея объединения славянских народов под главенством русского императора в конце XVIII—начале XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. В России с середины XIX в. Выражал националистическую идеологию и завоевательные стремления русской буржуазии.. ..

Панславизм

Обществ.-политич. Течение, в основе взглядов к-рого лежало представление о стремлении слав. Народов к противопоставлению себя др. Народам и к гос. Единству с царской Россией. В кон. 18 - нач. 19 вв., в условиях сравнительно быстрого развития капиталистич. Отношений и усиления борьбы юж. И зап. Славян против чужеземного ига, у юж. И зап. Славян стала крепнуть тенденция к культ. И политич. Сближению между собой и с единственно независимой великой слав. Державой - Россией. Подобного рода прогрессив..

Панславизм

- течение обществ политической мысли в славянских странах, в котором проявлялось стремление объединить славянские народы на этнической основе для решения социально-политических про возникающих или в одном из славянских государств, или в их группе. П. На рубеже XVIII-XIX вв. Первой четвертью в Чехии, Хорватии, Сербии Черногории. В России П. Появился конце 30-х гг. XIX в. В рамках получившей распространение в царствование Николая I теории официальной народности был выдвинут тезис о превосходстве ..

Дополнительный поиск Панславизм Панславизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Панславизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панславизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа