Базис и надстройка

170

понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения — надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества — это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений. В неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. «В общественном производстве своей жизни, — писал Маркс, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6—7). Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке. В классовом обществе Б. И н. Носят классовый характер. В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм (существование идеологий и организаций, выражающих и отстаивающих интересы различных классов и социальных групп).

Процесс возникновения и развития общественных идей — сложный и часто противоречивый. Эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика не создаёт ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей. Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. Е. Базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у передовых классов под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов.

Лишь в конечном счёте философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий. Связь Б. И н. Носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом. В этом взаимодействии определяющую роль в конечном счёте играет базис (см. Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 394—95). При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия).

Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал. «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда дело идет быстрее. Она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени. Или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве» (там же, с.

417). То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Надстройка общества как целое живёт одну эпоху. Однако в силу ряда исторических условий, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, неравномерности развития отдельных частей надстройки, а также в силу некоторых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, некоторые идеологические формы, общественные идеи и учреждения переживают эпоху, в которую они возникли, и существуют в последующих общественных формациях. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного Б. И н. Другими Б. И н., уничтожаются, ликвидируются революционными силами реакционный базис и элементы надстройки.

И, наоборот, сохраняется всё великое, передовое в области духовной культуры, нравственности и искусства, что создаёт преемственность в историческом развитии общества. В то же время некоторые элементы надстройки могут существовать как Пережитки. Понятия Б. И н. Служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых Б. И н. Кроме того, следует учитывать, что «. Один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий — благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т.д. — может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» (Маркс К., там же, т.

25, ч. 2, с. 354). Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер Б. И н. Устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками. Лит. Каммари М. Д., Что такое базис и надстройка общества, М., 1957. За творческое изучение и разработку теории базиса и надстройки, «Коммунист», 1957, № 4. Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1963. Келле В., Ковальзон М., Курс исторического материализма, М., 1969. Ф. В. Константинов.

Значения в других словарях
Базис

(греч. Basis — основание) в широком смысле то же, что база. ..

Базис геодезический

линия, длина которой (примерно 8—15 км) измеряется на местности линейными мерами с большой точностью. Служит в триангуляции (См. Триангуляция) для определения длины исходной стороны треугольника, причём переход к последней от длины Б. Г. Обычно осуществляется с помощью базисной сети (См. Базисная сеть).. ..

Базис эрозии

уровень бассейна, в который впадает водный поток. Общий (или главный) Б. Э. — уровень Мирового океана. Местный (или временный) Б. Э. — проточные озёра, места впадения притока в главную реку, а также выходы прочных пород, замедляющие глубинную эрозию реки и вызывающие образование порогов. Изменения высоты Б. Э. (колебания уровня моря, вековые движения земной коры) сопровождаются врезанием долины или заполнением её речными отложениями.. ..

Базисная сеть

система треугольников, используемая в геодезических измерениях и обеспечивающая переход с требуемой точностью от непосредственно измеренного на местности короткого базиса геодезического (См. Базис геодезический) к более длинной (исходной) стороне одного из треугольников, входящих в состав самой триангуляции (См. Триангуляция). Б. С. Строятся в тех случаях, когда непосредственное измерение исходных сторон триангуляции невозможно или нерентабельно. Обычно форма Б. С. Близка к ромбу, малая диагона..

Базис И Надстройка

БАЗИС И НАДСТРОЙКА (греч. Basis - основание) - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. И Н. И их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к раб..

Базис И Надстройка

(греч. Basis — основание) — основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. И Н. И их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике поли..

Дополнительный поиск Базис и надстройка Базис и надстройка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Базис и надстройка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Базис и надстройка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 18 символа