Персонализм

130

(от лат. Persona — личность) теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. П. Сформировался в конце 19 в. В России и США, затем в 30-х гг. 20 в. Во Франции и др. Странах. В России идеи П. Развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и др. Основоположниками американского П. Явились Б. Боун, Дж. Ройс. Их последователи — У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала «Personalist», основанного в 1920 Флюэллингом. Французские персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Э.

Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала «Esprit», основанный в 1932. Представителями нерелигиозного П. Были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и др. Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в П. Противопоставляется идеалистический Плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип Теизма, то есть творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования.

Но истоки личности коренятся, по П., не в ней самой, а в бесконечном едином начале — боге. Существует аналогия между этими принципами П. И монадологией Г. Лейбница (см. Монада), развившейся в конечном счёте в форме теодицеи (См. Теодицея). Задачу ориентации человека в мире П. Возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом. Распространение П.— симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций Иррационализма. В России П. Разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков «массовой культуры» и «массового общества».

Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития идей П. В России явилась попытка найти «третью линию» в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое «Я». П. Различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид.

О нём — биологическом или социальном атоме — ничего не известно, он лишь элементная часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения П. О личности лежит тезис о свободе воли (См. Свобода воли). С позиций П. Вопрос о закономерностях социального развития не может быть решен рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. «. Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства...» (Бердяев Н., Судьба человека в современном мире, Париж, 1934, с.

25). Принцип деятельного волевого индивида в конце 19 в. Привлекает внимание философов США. Раннее поколение американских персоналистов (Боун, Дж. Хауисон, Калкинс) выступило против распространённого в США абсолютного идеализма, против подчинения личности безличному космическому порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюэллинг развили положение о «мире личности» во всей его полноте, который «больше» мира природы и является подлинной ареной бытия. Главный представитель французского католического П.— Э. Мунье объявляет христианское учение о личности основой революционного переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое «общество личностей», подобное христианской общине. Поскольку личность, согласно П., находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой.

Она должна уйти в себя, чтобы «сосредоточиться». Внутренние свойства личности, «призвание», «интимность» должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование. В понимании социальных проблем имеется определённое различие между американским и французским П. Первое направление остаётся в рамках констатации кризиса современного общества и человека, возлагая надежды на жизнеспособность западной культуры и подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. Французский же П., акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал средневековой общины как антипода урбанистической цивилизации.

Для французского П., окрашенного пессимистически, характерна антикапиталистическая направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, который приведёт его к гибели. Призывал к социальному обновлению, к «персоналистской и общинной революции», отличаемой им от социалистической революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета личности и бесконфликтности в обществе. Она мыслится как результат распространения персоналистского учения среди людей. П. Является попыткой конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного капиталистического общества, при наличии отчуждения (См. Отчуждение), где над человеком довлеют и порабощают его враждебные общественные силы.

История П. Свидетельствует, что провозглашенная им программа социальных и духовных преобразований носит утопический характер. В настоящее время П. В значительной мере утратил своё влияние, его основная проблематика разрабатывается неотомизмом и особенно экзистенциализмом. Лит. Быховский Б. Э., Американский персонализм в борьбе против науки и общественного прогресса, М., 1948. Современный объективный идеализм, М., 1963, с. 350—421. Knudson А. С., The philosophy of personalism. N. Y., 1927. Lacroix J., Marxisme, existentialisme, personnalisme, P., 1950. Stefanini L., Personalismo filosofico, Roma, 1945. И. Ф. Балакина, К. М. Долгов..

Значения в других словарях
Персона нон грата

(лат. Persona non grata — нежелательное лицо) термин, используемый в дипломатической практике для обозначения лица, на назначение которого в качестве главы дипломатического представительства не дано согласия правительства страны, в которую его предполагали назначить. П. Н. Г. Считается также дипломатический представитель или любой др. Дипломатический работник, который объявлен нежелательным правительством страны его пребывания. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961, государ..

Персонаж

(франц. Personnage, от лат. Persona — личность, лицо) действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. Художественных произведений.. ..

Перспектива

(франц. Perspective, от лат. Perspicio — ясно вижу) система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия о П. Связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фр..

Перспективная аэрофотосъёмка

фотографическая съёмка местности с воздуха при заданном наклоне оптической оси аэрофотоаппарата. Это позволяет охватывать сразу значительные площади (особенно если аэрофотоаппарат размещен на вращающейся установке с целью получения панорамных снимков) и воспроизводить близкие объекты в более крупном масштабе. Вместе с тем П. А. Значительно усложняет создание карт, определение размеров и форм удалённых объектов. См. Аэроснимок, Аэрофотосъёмка.. ..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. Persona - личность) - философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. Сформировался в кон. 19 в. В России (Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и США (Б. П. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э. Ш. Брайтмен, Р. Т. Флюэллинг). Получил развитие в 30-х гг. Во Франции (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, П. Рикер).. ..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (от латинского persona - личность>), философское направление, признающее личность> первичной творческой реальностью, а весь мир - проявлением творческой активности "верховной личности" - Бога. Сложился в начале 20 в. В России (Н.А. Бердяев>, Л. Шестов>) и США (Б. Боун, Дж. Ройс и их последователи - Э. Брайтмен, Р.Т. Флюэллинг). Получил развитие> в 1930-х гг. Во Франции (Э. Мунье>, Ж. Лакруа, М.Г. Недонсель, П. Рикер).. ..

Персонализм

М.Одно из направлений в современной философии, считающее, что весь мир есть совокупность духовных личностей, управляемых высшим Божеством.. ..

Персонализм

1. Вообще – подход в психологической науке, в котором утверждается, что отдельная личность является центральным конструктом, относительно которого должны рассматриваться все остальные. 2. Более специальное значение – описание общего принципа, согласно которому человек воспринимает и интерпретирует действия другого частично относительно того, насколько такие действия направлены лично на воспринимающего. Таким образом, можно прочесть о персонализме поведения другого, что означает степень, в которо..

Персонализм

— религиозно-идеалистическое течение, получившее распространение в конце XIX— первой половине XX в. В США, Франции, Германии и ряде других стран. Исследует некую духовную «личность», как сущность и первоэлемент бытия, наделенную активностью, обладающую волей, сознанием, постигаемым в конечном итоге ее причастностью к Богу. Характерны мистификация и фетишизация творческого начала человека. Религия и наука — равно значимые требования человеческого духа. Религия присуща разуму в той же степени, что..

Персонализм

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. Persona - личность) - концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую акцентировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляются на базе православия или как внеконфессиональная. Первое употребление термина "П." относится к "Речи о религии к образованным л..

Персонализм

(лат. Persona — личность) — концепция человека в современной христианской философии, фундированная характерной для теизма персонификацией Бога, инспирирующей остро значимую ак- центировку неповторимости и максимальной ценности личности как таковой. Развивается мыслителями как католической, так и отчасти протестантской ориентации, в единичных случаях оформляется на базе православия или как внеконфессиональная. Первое употребление термина "П." относится к "Речи о религии к образованным людям, ее п..

Дополнительный поиск Персонализм Персонализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Персонализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Персонализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа