Перспектива
(франц. Perspective, от лат. Perspicio — ясно вижу) система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия о П. Связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью П. Появляется в искусстве Древней Греции (с 6 в.
До н. Э.). Впервые правила П. Упоминаются в трактате греческого математика Евклида «Оптика» (3 в. До н. Э.), а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила (6—5 вв. До н. Э.). Он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита о П. Об античной перспективной живописи можно судить, например, по фрескам «2-го помпеянского стиля» (около 80 до н. Э.— около 30 н. Э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть имеющими один центр проекции). Наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем П.
В целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной П., состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения. Последовательная, математически обоснованная система П., рассчитанная на фиксированную, «антропоцентрическую» точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло). Значительный вклад в эмпирическую и научную разработку П. Внесли также северно-европейские мастера (братья Х. И Я. Ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной П. (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния).
Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой П. Утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи (См. Перспективная живопись)), а учение о П. В целом становится частью начертательной геометрии [в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга (17 в.) и Г. Монжа (18 в.)], перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды. Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем П., хотя и породило ряд эмпирических систем. Такова, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная П., которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.
С точки зрения геометрии П. — способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования (см. Начертательная геометрия, Проекция). Для получения перспективного изображения какого-либо предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П.) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета. На рис. 1 — перспективное изображение предмета на плоскости (линейная П.), на рис. 2 — на внутренней поверхности цилиндра (панорамная П.), на рис. 3 — на внутренней поверхности сферы (купольная П.). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей — в линиях схода.
Общий способ построения П. Сложных объектов (ортогональные проекции которых заданы) на вертикальной (см. Рис. 4) и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят П. Этих прямоугольников (на рис.— abcd и adef — П. Соответствующих прямоугольников объекта). Точки F1, F2 и F3 пересечения продолжений сторон прямоугольников являются точками схода (F3 — бесконечно удалённая точка). Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников П.
Середин их сторон (на рис. Точка g — П. Середины G стороны AB). Для построения других точек объекта, например точки М на прямой AB, намечают произвольную точку О и проводят лучи Oa, Ob и Od. С ортогонального чертежа на отдельную полоску бумаги переносят точки А, В, G и M и укладывают её на изображение так, чтобы точки А, В и G оказались на лучах Oa, Ob и Od. П. Точки М (точка m) получается проектированием точки М из точки О на прямую ab. Аналогично выполняются построения П. На наклонной плоскости. В теории линейной П. Большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на которой построено изображение.
Лит. Рынин Н. А., Начертательная геометрия. Перспектива, П., 1918. Глаголев Н. А., Начертательная геометрия, 3 изд., М., 1953. Барышников А. П., Перспектива, 4 изд., М., 1955. Кузнецов Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969. Panofsky Е., Die Perspektive als «symbolische Form», в кн. Vorträge der Bibliothek Warburg, 1924—25, Lpz.-B., 1927, S. 258—330. Gioseffi D., Perspectiva artificialis..., [Trieste]. 1957. White J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed., L., 1967. Рис. 1 к ст. Перспектива. Рис. 2 к ст. Перспектива. Рис. 3 к ст. Перспектива. Рис. 4 к ст. Перспектива..
Дополнительный поиск Перспектива
На нашем сайте Вы найдете значение "Перспектива" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перспектива, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 11 символа