Перспектива

104

(франц. Perspective, от лат. Perspicio — ясно вижу) система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия о П. Связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью П. Появляется в искусстве Древней Греции (с 6 в.

До н. Э.). Впервые правила П. Упоминаются в трактате греческого математика Евклида «Оптика» (3 в. До н. Э.), а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила (6—5 вв. До н. Э.). Он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита о П. Об античной перспективной живописи можно судить, например, по фрескам «2-го помпеянского стиля» (около 80 до н. Э.— около 30 н. Э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть имеющими один центр проекции). Наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем П.

В целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной П., состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения. Последовательная, математически обоснованная система П., рассчитанная на фиксированную, «антропоцентрическую» точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло). Значительный вклад в эмпирическую и научную разработку П. Внесли также северно-европейские мастера (братья Х. И Я. Ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной П. (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния).

Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой П. Утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи (См. Перспективная живопись)), а учение о П. В целом становится частью начертательной геометрии [в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга (17 в.) и Г. Монжа (18 в.)], перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды. Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем П., хотя и породило ряд эмпирических систем. Такова, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная П., которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.

С точки зрения геометрии П. — способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования (см. Начертательная геометрия, Проекция). Для получения перспективного изображения какого-либо предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П.) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета. На рис. 1 — перспективное изображение предмета на плоскости (линейная П.), на рис. 2 — на внутренней поверхности цилиндра (панорамная П.), на рис. 3 — на внутренней поверхности сферы (купольная П.). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей — в линиях схода.

Общий способ построения П. Сложных объектов (ортогональные проекции которых заданы) на вертикальной (см. Рис. 4) и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят П. Этих прямоугольников (на рис.— abcd и adef — П. Соответствующих прямоугольников объекта). Точки F1, F2 и F3 пересечения продолжений сторон прямоугольников являются точками схода (F3 — бесконечно удалённая точка). Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников П.

Середин их сторон (на рис. Точка g — П. Середины G стороны AB). Для построения других точек объекта, например точки М на прямой AB, намечают произвольную точку О и проводят лучи Oa, Ob и Od. С ортогонального чертежа на отдельную полоску бумаги переносят точки А, В, G и M и укладывают её на изображение так, чтобы точки А, В и G оказались на лучах Oa, Ob и Od. П. Точки М (точка m) получается проектированием точки М из точки О на прямую ab. Аналогично выполняются построения П. На наклонной плоскости. В теории линейной П. Большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на которой построено изображение.

Лит. Рынин Н. А., Начертательная геометрия. Перспектива, П., 1918. Глаголев Н. А., Начертательная геометрия, 3 изд., М., 1953. Барышников А. П., Перспектива, 4 изд., М., 1955. Кузнецов Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969. Panofsky Е., Die Perspektive als «symbolische Form», в кн. Vorträge der Bibliothek Warburg, 1924—25, Lpz.-B., 1927, S. 258—330. Gioseffi D., Perspectiva artificialis..., [Trieste]. 1957. White J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed., L., 1967. Рис. 1 к ст. Перспектива. Рис. 2 к ст. Перспектива. Рис. 3 к ст. Перспектива. Рис. 4 к ст. Перспектива..

Значения в других словарях
Персонаж

(франц. Personnage, от лат. Persona — личность, лицо) действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. Художественных произведений.. ..

Персонализм

(от лат. Persona — личность) теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. П. Сформировался в конце 19 в. В России и США, затем в 30-х гг. 20 в. Во Франции и др. Странах. В России идеи П. Развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и др. Основоположниками американского П. Явились Б. Боун, Дж. Ройс. Их последователи — ..

Перспективная аэрофотосъёмка

фотографическая съёмка местности с воздуха при заданном наклоне оптической оси аэрофотоаппарата. Это позволяет охватывать сразу значительные площади (особенно если аэрофотоаппарат размещен на вращающейся установке с целью получения панорамных снимков) и воспроизводить близкие объекты в более крупном масштабе. Вместе с тем П. А. Значительно усложняет создание карт, определение размеров и форм удалённых объектов. См. Аэроснимок, Аэрофотосъёмка.. ..

Перспективная живопись

род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы (См. Перспектива). Декоративная живопись, иллюзионистически расширяющая реальное архитектурное пространство и характерная преимущественно для ренессанса и в особенности для Барокко, или перспективная декорация (см. Театрально-декорационное искусство). К П. Ж. Иногда условно относят архитектурный видовой пейзаж («ведута»), наиболее развитый в Италии 17—18 вв. (Каналетто, Б. Беллотто и др...

Перспектива

ПЕРСПЕКТИВА (франц. Perspective - от лат. Perspicio - ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с помощью центральной проекции, при которой точка Р пространства проектируется на плоскость в точку P , являющуюся точкой пересечения прямой ОР с плоскостью (О - центр перспективы). В изобразительном искусстве линейная перспектива используе..

Перспектива

Представим себе, что между нашим глазом и рассматриваемым предметом помещается прозрачная, вертикальная плоскость (например стеклянная). Лучи зрения, направляясь от каждой точки предмета к нашему глазу, пересекают эту плоскость в точках, образующих П., или картину предмета. Вертикальная плоскость, вмещающая в себе картину, называется картинной плоскостью. Место глаза наблюдателя — точкой зрения. Пусть KS (черт. 1) есть картинная плоскость, M — точка зрения наблюдателя, стоящего на горизонтальной..

Перспектива

(ново-лат., от perspicere - насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали. 4) ожидание или опасение чего-нибудь вероятного, хотя и отдаленного. Напр. У него в перспективе богатство.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) изображение на картине к.-н. Вида так, как он пред..

Перспектива

• огромная перспектива. ..

Перспектива

Ж. Лат. Вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами. | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья. | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | *Все, чего ждет и чает человек впереди, чего может, по соображеньям своим, надеяться от судьбы, участи, счастья. Прямая или косая перспектива улицы, просади. Искусная перспектива на картине обманывает, удаляя иные предметы от глаза. Что за перспектива, быть век свой ..

Перспектива

1. Ж.1) Даль, пространство, охватываемые глазом.2) а) Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости, обусловленным степенью отдаленности их от наблюдателя.б) Кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое удаленностью их от наблюдателя.в) Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих изменений в формах предметов. Живописное, графическое их изображе..

Перспектива

-ы, ж. 1. Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения. Законы перспективы. 2. Вид, картина природы с какого-н. Отдалённого пункта наблюдения, видимая даль. Морская п. 3. Перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди). II прил. Перспективный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач...

Перспектива

Перспективы, ж. (от латин. Perspectus - сквозь что-н. Увиденный, рассмотренный) (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой Вид. 2. Только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. Линейная перспектива. Воздушно-световая перспектива. || Кажущееся измен..

Перспектива

Заимствовано из латинского, где perspectiva из ars perspectiva (буквально – "искусство видеть то, что впереди"), образовано суффиксальным способом от perspicere – "видеть насквозь".. ..

Перспектива

Заимств. В XVII в. Из ср.-лат. Яз., где perspectiva (ars) <. Perspectiva (буквально — «(искусство) видеть находящееся впереди»), суф. Производного от perspicere «видеть насквозь, проникать взором».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Перспектива

Перспекти́ва начиная с Петра I (Смирнов 225), народн. Переспекти́ва изменено по аналогии слов на пере-. Через нов.-в.-н. Perspektive или франц. Реrsресtivе от ср.-лат. Реrsресtivа (ars) "искусство перспективного изображения". См. IIIульц–Баслер 2, 471.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Перспектива

        (франц. Perspective, от лат. Perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. В зависимости от господствующего стиля и принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспективы принимала различные ..

Перспектива

Система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости в соответствии со зрительным восприятием человека. В архитектурных чертежах используется для построения иллюзорного пространства.. ..

Перспектива

1. Умственное рассмотрение, когнитивная ориентация, способ рассмотрения ситуации или сцены. 2. Расположение частей целой сцены, рассматриваемое с какой-то концептуальной, физической или временной выгодной позиции. В этом значении подразумевается, что эта выгодная позиция обеспечивает правильную точку зрения, что восприятие при этом будет более соответствующим действительности, чем с какой-либо другой точки. 3. Такое расположение объектов на плоской поверхности, при котором у наблюдателя создаетс..

Перспектива

(франц. Perspective, от лат. Рег-spicio - ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. 2) Линейная П., способ изображения пространств. Фигур на плоскости с помощью центр. Проекции, при к-рой точка Р пространства проектируется на плоскость в точку Р', являющуюся точкой пересечения прямой ОР с плоскостью (О - центр П.). На рис. Дана П. Куба. В изобр. Иск-ве линейная П. Используется при построении иллюзорного простран..

Перспектива

с центром S- отображение плоскости p в плоскость p', при к-ром каждой точке Мплоскости p ставится в соответствие точка М' пересечения прямой SM с плоскостью p' (если прямая SM не параллельна плоскости p'. См. Рис.). В проективной геометрии П. Определяется следующим образом. Пусть Vи V' - собственные подпространства одинаковой размерности проективного пространства W, Т - подпространство максимальной размерности, не имеющее общих точек ни с V, ни с V'. Пусть U - подпространство, содержащееся ..

Перспектива

(франц. Perspective, от лат. Реrspicio - ясно вижу) - 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрит. Восприятием предметов человеком. В архит. Проектировании перспективные построения используются для проверки композиц. Замысла архитектора, выраж. В проекте, для наглядного изображения будущего здания и застройки в натуре. 2) Линейная П. - способ изображения пространств. Фигур на плоскости с помощью центр. Проекции, при к-рой точка Р (см. Рис.) пространства проектируе..

Перспектива

— вид, планы на будущее. Кроме того, длинная прямая улица, проспект.. ..

Дополнительный поиск Перспектива Перспектива

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перспектива" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перспектива, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа