Песня

111

наиболее распространённый род вокальной музыки. П. Подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные. Они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. Признакам (П. Революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. Для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин «П.» (немецкое Lied, французское Шансон, английское song) применяется и к Романсу. П. Свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. Является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. В отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста.

При этом мелодия и текст подобны по структуре. Они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений — строф или Куплетов (часто с рефреном — Припевом). Внутреннее музыкальное членение также соответствует членению поэтической строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. Словами — при условии сохранения строфического строения и размера первоначального текста. Народная П. Существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П. Календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирическая П. Получила широкое развитие. Для большинства жанров народной П.

Характерно строфическое строение. Повествовательная П. Заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом. Наиболее распространённая форма — П.-монологи. Внутренний мир героя, эмоционально-психологическое содержание П. Часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Народная П. Оказала влияние на формирование литературной П. Как жанр профессионального искусства П. В настоящее время существует одновременно с народной. Многовековую историю имеет профессиональная П. Творчество античных поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров (См. Трубадуры) и труверов (См. Труверы), миннезингеров (См. Миннезингеры) и мейстерзингеров (См.

Мейстерзингеры), светская хоровая полифоническая П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П., Гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы (См. Протестантский хорал) — таковы важнейшие этапы развития профессиональной П. В европейских странах. Во 2-й половине 18 в. Складывается камерная П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой французской революции большого развития достигла массовая революционная песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Са ира» («Çа ira») сохранили значение и в последующее время в качестве художественных символов освободительной борьбы народа.

В 19 в. Песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П., грань между которыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революционная П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революционных песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, — французские «Интернационалы», польская «Варшавянка», итальянский «Гимн Гарибальди», испанский «Гимн Риего». Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революционная П. Неизменно выполняла в России. Большой известностью пользовались такие П., как «Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны», «Отречёмся от старого мира» («Рабочая марсельеза»).

Особый подъём русской революционной П. Начался с 20 в., в предреволюционные годы и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Наряду с народной П. Революционная П. Послужила одним из истоков советской массовой П. (термин «массовая П.» возник в послереволюционные годы). Массовая П. Чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров советского музыкального творчества, особенно в 30-е гг. И в период Великой Отечественной войны 1941—45, привлекла к себе внимание многих советских поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. Жанры — романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели «Песня о Родине» и «Каховка» Дунаевского, «Орлёнок» Белого, «Катюша» Блантера, «Священная война» А.

В. Александрова, «Гимн демократической молодёжи мира» Новикова, «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» Островского и др. Многие массовые П. Получили распространение и за рубежом. С 20-х гг. Подъём песенного жанра наблюдается и в др. Европейских странах. Он был вызван развитием общественного и революционного движения после Октябрьской революции 1917 (песни Х. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии и др.). Большого развития в 20 в. Достигла эстрадная П., которая зачастую связана с Джазом. С конца 40-х гг. В ряде стран возрождаются традиции «шансонье» — певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж.

Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР и др.). Современная зарубежная песня — эстрадная и массовая — очень неоднородна в идейном и художественном отношении. Испытывая отрицательное влияние «массовой культуры» («поп-музыки» и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные общественные устремления, например движение молодёжи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П. (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П. Особенно ярко выступает на фестивалях демократической молодёжи. Тексты. Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1—4, СПБ, 1770—74. Песни, собранные П. В. Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74. То же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч.

1—2, М., 1917—29. Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1—7, СПБ, 1895—1902. Песни русских рабочих, М.— Л., 1962. Русский героический эпос (былины), М., 1970. Поэзия крестьянских праздников, [сб. Песен], Л., 1970. Лит. Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1—2, СПБ, 1903—05. Лафарг П., Свадебные песни и обычаи, в его кн. Очерки по истории культуры, 2 изд., М.— Л., 1928. Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940. Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. Собр. Соч., т. 2, М., 1949. Белинский В. Г., [Статьи о народной поэзии], Полн. Собр. Соч., т. 5, М., 1954. Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956. Корев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956. Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в.

3, М., 1957, гл. 4. Пропп Я., Русский героический эпос, М., 1958. Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959. Сохор А. Н., Русская советская песня, Л., 1959. Гердер И. Г., Избр. Соч., М.— Л., 1959. Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963. Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962. Колпакова Н. П., Русская народная бытовая песня, М.— Л., 1962. Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945, М., 1962. Sydow A., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gött., [1962]. Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965. Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26. В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина..

Значения в других словарях
Песнь о Хильдебранте

(«Песнь о Хи́льдебранте», ) «Песнь о Гильдебранте» («Das Hildebrandslied»), памятник древнегерманского героического эпоса, фрагмент песни, основу которой составляет распространённый у многих народов сюжет поединка отца с сыном. В сохранившемся отрывке (начала 9 в.) Хильдебрант, возвращаясь на родину, встречается с Хадубрантом, в котором узнаёт своего сына. Хадубрант, получивший известие о смерти отца, не верит Хильдебранту и, обвиняя его в трусости, заставляет принять бой. Рукопись обрывается оп..

Песнь песней

(«Песнь песне́й»,) раздел Ветхого завета Библии (См. Библия). Собрание лирических песен на языке Иврит. По канону иудейской Библии делится на 8 глав. В христианской Библии их 6. Религиозная традиция, для которой священный характер «П, п.» в течение нескольких веков (примерно до 2 в. Н. Э.) оставался спорным, включила всё же это произведение в свой обиход и трактует его как аллегорическое изображение любви верующих к богу. Авторство приписывалось царю Соломону, но учёными это опровергнуто. Среди ..

Песо

пезо (исп. Peso, буквально — вес, от лат. Pensum — взвешенное), современная денежная единица и монета Аргентины, Боливии, Доминиканской Республики, Колумбии, Кубы, Мексики, Уругвая, Филиппин. 1 П. Делится на 100 Сентаво (за исключением Уругвая, где 1 П.= 100 Сентесимо).. ..

Песоа

(Pessoa) Фернанду (13.6.1888, Лисабон,— 30.9.1935, там же), португальский поэт. В 1905 поступил на филологический факультет Лисабонского университета. Не закончив его, занялся журналистикой и литературой. В 1915 возглавил группу поэтов-модернистов «Орфей». При жизни П. Появился лишь один сборник его стихов — «Послание» (1933). Посмертно опубликованы сборники «Стихи Алвару ди Кампуш» (1944), «Стихи Алберту Каэйру» (1946), «Оды Рикарду Рейша» (1946) и др. Поэтическое мастерство, умение передать то..

Песня

ПЕСНЯ - род словесно-музыкального искусства. Жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен. По содержанию - лирические, патриотические, сатирические и т. П. По социальной функции - обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. П. По исполнительному составу - сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. Авторскую песню обычно называл..

Песня

(музык.) — см. Русская песня.. ..

Песня

Выпить до песен. Кар. Выпить достаточное количество спиртного. СРГК 1, 278.. ..

Песня

-и, род. Мн. -сен, дат. -сням, ж.. ..

Песня

Стихотворное произведение для пения. Песенные звуки. О стройности пения. О громкости, характере звучания, продолжительности песни. Бесконечная, беспредельная, благозвучная, бурная, быстрая, взвизгивающая, визгливая, визжащая, гармоническая, гармоничная, гикающая (разг.), глухая, голосистая, горластая (разг.), громкая, гулкая, дикая (разг.), долгая, дрожащая, дружная, заглушенная, задорно-звонкая, зазвонистая (простореч.), заливистая, заливчатая, звонкая, звучная, крикливая, ладная, летучая, медл..

Песня

Род словесно-музыкального искусства. Жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен. По содержанию - лирические, патриотические, сатирические и т. П. По социальной функции - обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. П. По исполнительному составу - сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. Авторскую песню обычно называли романс..

Песня

Ж.1) а) Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором.б) Такое произведение в звучании, в момент исполнения.2) перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера).3) а) Название некоторых небольших музыкальных произведений.б) Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения.4) То же, что. Песнь (2).. ..

Песня

-и,род.мн. Песен, ж. 1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. П. Без слов (напев, напоминающий песню). 2. Звуки птичьего пения. Соловьиная п. Песни жаворонка. * Стара песня или старая (знакомая) песня (разг.) — о повторении чего-н. Старого, давно известного, о надоевшей, избитой теме. Долгая песня (разг_) — о длинном, скучном деле, разговоре. Лебединая песня — последне..

Песня

Песни, р. Мн. Песен и (простореч., обл.) песней, ж. 1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом. Хоровая песня. Плясовые песни. Из песни слова не выкинешь. Пословица. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила, спой мне песню, как девица за водой поутру шла. Пушкин. || Такое произведение в звучании, в момент исполнения. Звуки песни. Издали слышится песня. Песня русская, живая разносится по глади вод. Языков. 2. Перен. ..

Песня

Пе́сня укр. Пíсня, др.-русск., ст.-слав. Пѣснь ᾄσμα, ᾠδή, ὕμνος (Остром., Супр.), болг. Пе́сен, сербохорв. Пjе̏сма, пjе̏сна, словен. Ре̣̑sǝn, ре̣̑sǝm, ре̣̑smа, чеш. Píseň, слвц. Рiеsеň, польск. Pieśń, в.-луж., н.-луж. Pěseń. От петь, пою́.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Песня

1. Определение.2. Поэтика и язык песни.3. Звуковая сторона песни.4. Социальные функции песни.5. Песни различных социальных групп.6. Бытование песни.7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни.8. Основные моменты в изучении песни.Библиография.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. - Слово «П.» (нем. - Lied, франц. - chanson, итал. Canzone, алгл. - song) означает первичный вид музыкально-словесного высказывания. Это - фольклорный жанр, к-рый в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии ..

Песня

1) Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.. ..

Песня

Наиболее распространённый род вок. Музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. Постоянно взаимодействуют. Элементы нар. П. Используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П. Фольклоризируются. П. Различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. Д. (П. Революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. Для профессиональных пе..

Песня

«Песня - душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей. Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообра..

Песня

— род словесно-музыкального искусства, жанр вокальной музыки. В русской и французской музыке XIX в. Авторскую песню обычно называли романсом. В начале XX в, произошло разделение П. На жанры. Концертная, эстрадная, массовая и др.. ..

Песня

Народные праздники в Израиле часто сопровождались песнопениями. Но полные тексты П. Дошли до нас в ограниченном количестве (2Цар 1:19-27). П. Пели на свадьбах (Иер 25:10) и во время праздников (Ам 6:5). При дворе песнопение, вероятно, было каждодневным развлечением (2Цар 19:35). П. И музыкой провожали друзей, отправлявшихся в путь (Быт 31:27), и встречали воинов, с победой возвратившихся домой (1Цар 18:6,7). Упоминаются радостные П. (Притч 25:20. Иез 33:32)и сатирич. П. (Пс 68:13. Плач 3:63). Ис..

Дополнительный поиск Песня Песня

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Песня" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Песня, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа