Петров-Водкин

87

Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области — 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений «Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Испытав в 1900-е гг. Сильное влияние немецких и французских мастеров Символизма и «Модерна» (Ф. Фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. Стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. Элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве П.-В.

Эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911. Все три — в Русском музее, Ленинград). Картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении П.-В. Интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.

Одновременно намечается отход П.-В. От классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство («Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. Илл. Оба произведения — в Русском музее). В 20-е гг. П.-В. Продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего). В советское время П.-В. Стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с «космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей.

Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции («1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея. «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва. «Смерть комиссара», 1928, см. Илл.), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции («Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932. Все три произведения — в Русском музее). В 20—30-е гг. П.-В. Много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930.

2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932. Вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти П.-В. Был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918—1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских — институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)]. Лит. Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966]. К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки, М.— Л., 1966. К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. Ст. Л. Мочалова], Л., [1971]. Т. И. Алабина. К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград. К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград. К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва. К. С. Петров-Водкин. «После боя».

1923. Центральный музей Советской Армии. Москва. К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва. К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград. К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград. К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград. К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван. К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва. К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград. К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград..

Значения в других словарях
Петров-Бытов

(настоящая фамилия Петров) Павел Петрович [11(23).2.1895, с. Богородское, ныне Богородск Горьковской области,— 26.10.1960, Ленинград], советский кинорежиссёр. Член КПСС с 1918. В 1921 окончил Петрозаводскую театральную студию. В 1931—33 слушатель института литературы, искусства и языка Коммунистической академии. С 1924 работал на киностудии «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»). В 1927 поставил фильм «Водоворот» — одна из первых работ, посвященных социальному преобразованию деревни. В 1929 вышел его лу..

Петров-Бытов Павел Петрович

Петров-Бытов (настоящая фамилия Петров) Павел Петрович [11(23).2.1895, с. Богородское, ныне Богородск Горьковской области,‒ 26.10.1960, Ленинград], советский кинорежиссёр. Член КПСС с 1918. В 1921 окончил Петрозаводскую театральную студию. В 1931‒33 слушатель института литературы, искусства и языка Коммунистической академии. С 1924 работал на киностудии «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»). В 1927 поставил фильм «Водоворот» ‒ одна из первых работ, посвященных социальному преобразованию деревни. В 1929..

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области ‒ 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905‒08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений «Мир искусства». ..

Петрова

IПетро́ва (урожденная Воробьева) Анна Яковлевна [2(14).2.1817, Петербург,— 13(26).4.1901, там же], русская певица (контральто). Училась в Петербургском театральном училище, вначале в балетном классе, затем в классе пения П. Сапиенцы. Позднее брала уроки у М. И. Глинки. С 1832 хористка, в 1835—47 солистка Петербургского оперного театра. Была первой исполнительницей партии Вани и Ратмира («Иван Сусанин», 1836, и «Руслан и Людмила», 1842, Глинки). Её голос, большую музыкальность, сценическое обаяни..

Петров-водкин

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930), писатель. С начала 1910-х гг. Перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911). Разработал т. Н. Сферическую перспективу, создал драматические тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920), аналитически строгие портреты ("А. А. Ахматова", 1922), натюрморты, в..

Петров-водкин

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878 - 1939), российский живописец. С начала 1910-х гг. Перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911). Разработал так называемую сферическую перспективу, создал драматические тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920), аналитически строгие портреты ("А.А. Ахматова", 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предм..

Петров-Водкин

Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск – 1939, Ленинград), русский живописец, педагог, теоретик искусства. Учился в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица в Санкт-Петербурге (1895—97), в 1897–1904 гг. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). С 1910 г. Был одним из руководителей частной художественной школы Е. Н. Званцевой (совместно с М. В. Добужинским). В 1918 г. Был избран пр..

Дополнительный поиск Петров-Водкин Петров-Водкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петров-Водкин" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петров-Водкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа