Подтекст
подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П. — тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения П. Могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как Лейтмотив), различные качества звучания речи (Интонация, Пауза и т.д.), свидетельствующие о «подводном» течении действия [например, в «Трёх сестрах» А. П. Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует.
«Чебутыкин (после паузы). Этого я уже не помню»]. Подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка «Пелеас и Мелисанда», в рассказе Э. Хемингуэя «Белые слоны»). Понятие «П.» было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием «второй диалог» в книге «Сокровище смиренных», 1896), в России — Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса «“Три сестры”. Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ», П., 1919). В системе Станиславского П.
Приобрёл значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи. В. А. Калашников.
Дополнительный поиск Подтекст
На нашем сайте Вы найдете значение "Подтекст" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Подтекст, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа