Позитивизм

116

(франц. Positivisme, от лат. Positivus — положительный) философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. П. Оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. И за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному Идеализму. Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.

Это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии». Последняя сводится, т. О., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. Не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса Конта ведёт к точке зрения Феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией контовский П. Сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в.

Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию. Представителями первой, «классической» формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции. Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в Великобритании. Развитие П. Шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России — В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. И исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.

П. Оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) — в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. В конце 19 в. П. Переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим П. Как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. Доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего»).

Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. Вступает в новый, второй этап своей эволюции — появляется Махизм (эмпириокритицизм). Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в Неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг. 20 в. И который является современным, третьим этапом в эволюции П. (см. Также Венский кружок, Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на конкретных логико-методологических исследованиях непосредственного опыта или языка. Лит. Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 18. Гулыга А. В., Возникновение позитивизма, «Вопросы философии», 1955, № 6. Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960.

Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964. Charlton D. G., Positivist thought in France during the second empire. 1852—1870, Oxf., 1959. Simon W. M., European positivism in the nineteenth century, lthaca (N. Y.), 1963. См. Также лит. К ст. Конт, Неопозитивизм. В. А. Лекторский.

Значения в других словарях
Позитив (музык. инструмент)

Позитив (франц. Positif), средневековый духовой клавишный музыкальный инструмент. Небольшой (комнатный) орган.. ..

Позитив (фотографич.)

Позитив (от лат. Positivus — положительный), фотографическое изображение, в котором относительное распределение яркостей (черно-белая фотография) или цветов (цветная фотография) соответствует их распределению в объекте съёмки. Этим П. Противоположен негативу, в котором обратное распределение яркостей или передача изображения в дополнительных цветах. ..

Позитивное право

право, действующее в данный момент. Исторически понятие П. П. Сложилось благодаря школе естественного права (См. Естественное право), по концепции которой действующее право каждой страны, изменяющееся по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества, противопоставлялось естественному праву — общему для всех народов, вечному и неизменному, определяемому якобы самой природой человека. Термин «П. П.» применяется в науке для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от но..

Позитивный процесс

совокупность операций, позволяющих получить с негатива позитивное изображение (см. Позитив). П. П. Состоит из печатания (экспонирования) и химико-фотографической обработки экспонированного материала (фотобумаги, позитивных плёнок, диапозитивных пластинок и др.). У применяемых в этом случае кино- и фотоматериалов эмульсия менее светочувствительна и более контрастна, чем у негативных. Кроме того, у черно-белых материалов она обычно несенсибилизирована (см. Сенсибилизация). Печатание с негатива мо..

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (франц. Positivisme - от лат. Positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают "классический" позитивизм - Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия). Эмпириокри..

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (французское positivisme, от латинского positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание> - совокупный результат специальных наук. Наука>, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин>). Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.). Современная форма позитивизма - неопозитивизм> (смот..

Позитивизм

См. Конт.. ..

Позитивизм

-а, м.. ..

Позитивизм

Единственным предметом познания позитивн. Философия считает всякого рода явления и факты, воспринимаемые нами посредством ощущения, законы их существования и взаимных отношений. Единственным же средством познания является наблюдение действительности.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)философское учение, признающее единствен. Исходным пунктом познания - эмпирические факты, а единствен. Предмет. Познания - явления (то, что дается п..

Позитивизм

Положительная философия, позитивная философия. ..

Позитивизм

1. М.Направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний.2. М. Устар.Отношение к действительности, исходящее из опыта, фактов.. ..

Позитивизм

ПОЗИТИВИ́ЗМ -а. М. [франц. Positivisme]. Философское учение, основанное утверждении, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только специальными наукими в результате систематизации фактов, и отрицающее научную пользу философских исследований.. ..

Позитивизм

-а, м. Направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний. П прил. Позитивистский, -ая, -ое.. ..

Позитивизм

Позитивизма, мн. Нет, м. (от латин. Positivus - положительный) (книжн.). 1. Разновидность субъективно-идеалистического философского направления, основанная фр. Философом Огюстом Контом, отказывающаяся от решения вопроса об отношении мышления к бытию и кладущая в основу знания опыт, понимаемый только как совокупность ощущений (филос.)....Раз вы признали, что источник света и световые волны существуют независимо от человека и от человеческого сознания, цвет зависит от действия этих волн на сетчатк..

Позитивизм

(positivism). ..

Позитивизм

Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний. С его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые связаны с применением научных методов. Самым характерным примером позитивистского подхода в психологии является бихевиоризм — изучение наблюдаемого поведения. Один из вариантов позитивизма, логический позитивизм, низводит все методы познания, которые нельзя п..

Позитивизм

— идеалистическое течение в философии с 30-х гг. XIX в., исходящее из признания позитивной — положительной, конкретной науки единственно подлинным знанием. С претензией на наиболее общее знание, а в конце XIX в. Объявляет себя теорией познания точных наук. В основе — агностицизм, базирующийся на убеждении, что человеческое познание ограничено явлениями как психическими состояниями субъекта. Скептически относясь к религиозным догмам, относится к религии примиренчески, формулируя способы ее совмещ..

Позитивизм

(франц. Positivisme, от лат. Positivus - положительный) - направление в бурж. Философии и социологии (возникло в 30-40-х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. Наука, претендующая на содержат. Исследование реальности, не имеет права на существование, что подлинное, "положительное" ("позитивное") знание может быть получено как результат отд. Спец. Наук или их синтетич. Объединения. Последнее сменялось в задачу новой "позитивной" философии. В число..

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (лат. Positivus - положительный) - (1) па-радигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Программно-сциентистский пафос П. Заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом. (2) - философское направление, фундированное означенной ус..

Позитивизм

(лат. Positivus — положительный) — 1 ) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Программно-сциентистский пафос П. Заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом. 2) философское направление, фундированное означенной установкой. В эво..

Дополнительный поиск Позитивизм Позитивизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Позитивизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Позитивизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа