Позитивизм
(франц. Positivisme, от лат. Positivus — положительный) философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. П. Оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. И за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному Идеализму. Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
Это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии». Последняя сводится, т. О., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. Не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса Конта ведёт к точке зрения Феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией контовский П. Сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в.
Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию. Представителями первой, «классической» формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции. Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в Великобритании. Развитие П. Шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России — В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. И исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.
П. Оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) — в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. В конце 19 в. П. Переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим П. Как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. Доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего»).
Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. Вступает в новый, второй этап своей эволюции — появляется Махизм (эмпириокритицизм). Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в Неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг. 20 в. И который является современным, третьим этапом в эволюции П. (см. Также Венский кружок, Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на конкретных логико-методологических исследованиях непосредственного опыта или языка. Лит. Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 18. Гулыга А. В., Возникновение позитивизма, «Вопросы философии», 1955, № 6. Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960.
Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964. Charlton D. G., Positivist thought in France during the second empire. 1852—1870, Oxf., 1959. Simon W. M., European positivism in the nineteenth century, lthaca (N. Y.), 1963. См. Также лит. К ст. Конт, Неопозитивизм. В. А. Лекторский.
Дополнительный поиск Позитивизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Позитивизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Позитивизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа