Позитивизм

118

(франц. Positivisme, от лат. Positivus - положительный) - направление в бурж. Философии и социологии (возникло в 30-40-х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. Наука, претендующая на содержат. Исследование реальности, не имеет права на существование, что подлинное, "положительное" ("позитивное") знание может быть получено как результат отд. Спец. Наук или их синтетич. Объединения. Последнее сменялось в задачу новой "позитивной" философии. В число этих наук, наряду с естеств. Науками, позитивисты включали и социологию, к-рая. По мнению Конта, должна была заменить собой политэкономию, этику, учение о праве и философию истории и увенчивала созданную им классификацию наук. Отрицая возможность познания сущности предметов (филос.

Агностицизм), П. Отказывал отд. Наукам в праве выяснять, почему происходят те или иные явления, и ограничивал их задачу внешним описанием результатов непосредств. Наблюдения, выяснением вопроса, как совершался тот или иной процесс. Провозгласив, что позитивистская философия стоит выше односторонности как материализма, так и идеализма, позитивисты по существу всегда оставались на почве идеализма.Наиболее характерные черты П. 19 в. В социологии (крупнейшие представители, кроме Конта, - Дж. Ст. Милль, Г. Т. Бокль, И. Тэн, Г. Спенсер) - натурализм и эволюционизм. Отвечая на запросы развития науки своего времени, позитивисты строили свою социологию на утверждении, что развитие общества подчинено тем же законам, что и развитие природы, но при этом они метафизически, антиисторически сводили социальные процессы к естественным - физич., биологич.

И особенно психологическим. Признавая закономерность и прогрессивный характер обществ. Развития, понимая общество как "социальный организм", позитивисты представляли себе это развитие в форме медленных, эволюц. Изменений от простого к сложному, от однородного к неоднородному, рассматривая всякую революцию как "аномалию" ист. Развития. Эта черта особенно характерна для П. Как идеологии бурж. Либерализма.П. Явился филос. Основой позитивистского направления в бурж. Историографии, к к-рому принадлежало большинство наиболее крупных историков 2-й пол. 19 в. В соответствии с дуалистич. Позитивистской методологией, они утверждали равноправие воздействия материальных и духовных факторов на историю (плюрализм, т. Н. "теория факторов"), непознаваемость конечных ист.

Законов, отрицали решающую роль клас. Борьбы в истории и клас. Природу гос-ва. В то же время, будучи вынуждены отвечать на потребности развивающейся ист. Науки, они сближали последнюю с естеств. Науками, утверждали значение точных методов исследования (статистический, сравнительно-исторический), ставили в центр внимания историю больших масс людей и ист. Процессов (резко выступая против сведения ист. Процесса к отд. Событиям и деятельности "великих людей"), признавали большую роль экономического фактора в обществ. Жизни (хотя, не признавая понятия "общественно-экономич. Формация", понимали экономику очень поверхностно - как развитие обмена, эволюцию цен, заработной платы и т. П.).Роль и место позитивистской историографии в истории ист.

Науки оценивается сов. Учеными по-разному. Одни считают ее направлением, знаменовавшим начало упадка бурж. Историографии, и ставят его во всех отношениях ниже бурж. Историографии 1-й пол. 19 в. Другие, признавая, что позитивистская методология истории стояла неизмеримо ниже возникшего одновременно с ней ист. Материализма, была ему враждебна, отказалась от диалектич. Подхода к истории, характерного для наиболее прогрессивных течений бурж. Ист. Мысли нач. 19 в., все же считают, что в бурж. Историографии позитивистское направление представляло определенный прогресс. Оно способствовало развитию новых исследовательских методов и широкому изучению экономич. И социальной истории, ранее мало привлекавшей внимание бурж. Историков. С позитивистским направлением связано возникновение т.

Н. Экономич. Направления в бурж. Историографии. (О П. В историографии см. Подробнее в ст. Историография).Во 2-й пол. 19 в. П. Почти безраздельно господствовал в бурж. Социологии и историографии. На рубеже 19-20 вв. П. В своей "классич." форме переживает кризис. Это было связано как с усилением реакц. Тенденций в бурж. Обществоведении в эпоху империализма, так и с несостоятельностью самого П., обнаружившейся с полной очевидностью в новых ист. Условиях и в связи с дальнейшим прогрессом науки. П. Подвергается резкой критике "справа", со стороны реакц. Субъективистских и релятивистских направлений бурж. Филос. И ист. Мысли (в частности, со стороны неокантианства). Произошла эволюция филос. П. - с конца 19 в. Возникла его новая ист. Форма, т. Н. Эмпириокритицизм, или махизм (он был подвергнут науч.

Критике В. И. Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм"). С 20-30-х гг. 20 в. Получает распространение т. Н. Неопозитивизм. Известная часть историков, особенно франц., бельг., англ., и в 20 в. Сохраняет верность методологии П. В формах, более или менее близких к "классич." П., или продолжает его традиции (с П. Связана синтеза исторического школа А. Бера, в известной мере - методология школы "Анналов" и др.).Лит. Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960. Лекторский В. A., От позитивизма к неопозитивизму, "ВФ", 1966, No 9. Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964. Гутнова Е. В., Место и значение бурж. Позитивистской историографии второй пол. XIX в. В развитии ист. Науки (по мат-лам медиевистики), в сб. Ср. Века, в. 25, М., 1964.

Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967. См. Также лит. В указанных работах, при ст. Об отдельных представителях П. И при ст. Историография.Е. В. Гутнова. Москва..

Значения в других словарях
Позитивизм

(франц. Positivisme, от лат. Positivus — положительный) философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. П. Оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. И за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении ..

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (франц. Positivisme - от лат. Positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают "классический" позитивизм - Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия). Эмпириокри..

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (французское positivisme, от латинского positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание> - совокупный результат специальных наук. Наука>, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин>). Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.). Современная форма позитивизма - неопозитивизм> (смот..

Позитивизм

См. Конт.. ..

Позитивизм

-а, м.. ..

Позитивизм

Единственным предметом познания позитивн. Философия считает всякого рода явления и факты, воспринимаемые нами посредством ощущения, законы их существования и взаимных отношений. Единственным же средством познания является наблюдение действительности.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)философское учение, признающее единствен. Исходным пунктом познания - эмпирические факты, а единствен. Предмет. Познания - явления (то, что дается п..

Позитивизм

Положительная философия, позитивная философия. ..

Позитивизм

1. М.Направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний.2. М. Устар.Отношение к действительности, исходящее из опыта, фактов.. ..

Позитивизм

ПОЗИТИВИ́ЗМ -а. М. [франц. Positivisme]. Философское учение, основанное утверждении, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только специальными наукими в результате систематизации фактов, и отрицающее научную пользу философских исследований.. ..

Позитивизм

-а, м. Направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний. П прил. Позитивистский, -ая, -ое.. ..

Позитивизм

Позитивизма, мн. Нет, м. (от латин. Positivus - положительный) (книжн.). 1. Разновидность субъективно-идеалистического философского направления, основанная фр. Философом Огюстом Контом, отказывающаяся от решения вопроса об отношении мышления к бытию и кладущая в основу знания опыт, понимаемый только как совокупность ощущений (филос.)....Раз вы признали, что источник света и световые волны существуют независимо от человека и от человеческого сознания, цвет зависит от действия этих волн на сетчатк..

Позитивизм

(positivism). ..

Позитивизм

Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний. С его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые связаны с применением научных методов. Самым характерным примером позитивистского подхода в психологии является бихевиоризм — изучение наблюдаемого поведения. Один из вариантов позитивизма, логический позитивизм, низводит все методы познания, которые нельзя п..

Позитивизм

— идеалистическое течение в философии с 30-х гг. XIX в., исходящее из признания позитивной — положительной, конкретной науки единственно подлинным знанием. С претензией на наиболее общее знание, а в конце XIX в. Объявляет себя теорией познания точных наук. В основе — агностицизм, базирующийся на убеждении, что человеческое познание ограничено явлениями как психическими состояниями субъекта. Скептически относясь к религиозным догмам, относится к религии примиренчески, формулируя способы ее совмещ..

Позенер

(Posener), Жорж (р. 12.IX.1906) - франц. Египтолог. Возглавляет кафедру египтологии в Коллеж де Франс, пред. Франц. Египтологич. Об-ва. П. Опубликовал и комментировал ряд егип. Текстов, имеющих важное значение для истории егип. Культуры, он доказал, что худож. Лит-ра эпохи Среднего царства была политически целеустремленна и инспирирована фараонами и правящей верхушкой.Соч. Littérature et politique dans l'Egypte de la XII dynastie, P., 1956. La premiere domination perse en Egypte, Le Caire, 1936...

Позерн

Борис Павлович (1882-1939) - сов. Парт. И гос. Деятель. Чл. Коммунистич. Партии с 1902. Род. В Н. Новгороде в семье врача. С 1900 учился на мед. Ф-те Моск. Ун-та, откуда был исключен за участие в революц. Движении. В 1903-17 вел парт. Работу в Н. Новгороде, Самаре, Москве, Минске. После Февр. Революции 1917 - первый пред. Минского совета, делегат 1-го Всеросс. Съезда Советов, избран чл. ВЦИК. С июля 1917 - чл. Петрогр. К-та РСДРП(б), делегат VI съезда партии. В Окт. Дни 1917 - один из организато..

Познанск0е Восстание 1918

Польск. Нац.-освободит. Восстание в дек. 1918-1919 в части зап. Польск. Земель, находившихся под властью Германии. В обстановке поражения Германии в 1-й мировой войне образовался в Познани осенью 1918 Центр. Гражд. К-т из поляков - деп. Рейхстага и прус. Ландтага. В ноябре на Познанщине явочным порядком сформировались польск. Власти. К-т был преобразован в Комиссариат Верх. Нар. Совета с орг-циями нар. Советов на местах. Польские власти провели выборы в обл. Сейм, сформировали гражд. Милицию и в..

Познанское Великое Княжество

Кн-во, учрежденное по Венскому трактату 1815, на отошедшей к Пруссии части терр. Варшавского герцогства. Вступая в управление П. В. К., прус. Король обещал предоставить ему автономию - наместничество, сейм, польск. Войско. На практике сейм был созван только один раз в 1823, должность наместника в 1831 упразднена, польск. Дивизия не была сформирована. После поражения Польского восстания 1830-31 и особенно Познанского восстания 1848 П. В. К. Было подвергнуто германизации во всех областях культурно..

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (лат. Positivus - положительный) - (1) па-радигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Программно-сциентистский пафос П. Заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом. (2) - философское направление, фундированное означенной ус..

Позитивизм

(лат. Positivus — положительный) — 1 ) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Программно-сциентистский пафос П. Заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом. 2) философское направление, фундированное означенной установкой. В эво..

Дополнительный поиск Позитивизм Позитивизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Позитивизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Позитивизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа