Поленов
IПоле́нов Алексей Яковлевич [1(12).10.1738 — 10(22).7.1816, Петербург], русский историк. Учился в университете при Петербургской АН, в Страсбургском и Гёттингенском университетах. По возвращении в Петербург написал на объявленную Вольным экономическим обществом конкурсную тему сочинение «О крепостном состоянии крестьян в России», в котором критиковал крепостничество (опубликовано 1865). П. Предлагал прекратить торговлю крестьянами без земли, запретить продажу членов одной семьи порознь, ввести всеобщее обучение грамоте, обеспечить крестьян лекарями, ограничить барщину одним днём в неделю. В 1768 совместно с С. С. Башиловым издал 2-ю часть Никоновской летописи. Лит. Штранге М. М., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965.
Белявский М. Т., Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачева, М., 1965. IIПоле́нов Андрей Львович [7(19).4.1871, Москва, — 19.7.1947, Ленинград], один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1896 окончил Военно-медицинскую академию. С 1914 профессор кафедр оперативной хирургии, травматологии и ортопедии Петербургского психоневрологического института. Инициатор создания и директор (1917—24) Петроградского физиохирургического института, где организовал (1921) первое в СССР нейрохирургическое отделение. С 1924 директор организованного им травматологического института. В 1935 создал и возглавил первую в СССР кафедру нейрохирургии в Ленинградском институте для усовершенствования врачей.
С 1938 директор Ленинградского нейрохирургического института. Основные труды по хирургическому лечению заболеваний периферических нервов, симпатической нервной системы, хирургии проводящих путей при болях и гиперкинезах. Создал «Атлас операций на головном и спинном мозге» (Государственная премия СССР, 1946). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч. Избр. Труды, Л., 1956 (лит.). IIIПоле́нов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, — 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863—71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872—76).
Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877—78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 — передвижник (См. Передвижники). За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно- европейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерее). В то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. Большое место в творчестве П. Занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, П. Передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик», 1878.
«Бабушкин сад», 1878. «Заросший пруд», 1879. Все — в Третьяковской галерее). Разрабатываемые П. Принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные П. На Ближнем Востоке и в Греции (1881—82), послужили материалом к картине «Христос и грешница» (1886—87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном — обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение П. К гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине «Больная» (1886, Третьяковская галерея).
Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, П. Чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. Характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма («Золотая осень», 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. Много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова. В 1910—18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882—95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Ученики П. И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. Вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 — Поленово, Тульская область) П. Был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками П. В дар государству). Лит. Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. — Л., 1950. Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961. В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964. В. А. Марков. В. Д. Поленов.IVПоле́нов Дмитрий Васильевич [28.5(9.6).1806, Петербург, — 13(25).10.1878, там же], русский историк и библиограф. Окончив Петербургский университет (1827), служил в МИДе. В 1832—36 секретарь русского посольства в Афинах. С 1851 член, а затем секретарь Русского археологического общества.
Принадлежал к историкам государственной школы (См. Государственная школа). Основные труды посвящены истории издания русских летописей и истории Уложенных комиссий 18 в., о деятельности которых П. Опубликовал ценные документы. Соч. О летописях, изданных от святого Синода, СПБ, 1864. Материалы для истории русского законодательства, в. 1, СПБ. 1865. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта Нового Уложения, ч. 1—3, в кн. Сб. Русского исторического общества, т. 4, 8, 14, СПБ, 1869—75. Лит. Хрущев И., Очерк жизни и деятельности Д. В. Поленова, СПБ, 1879. VПоле́нов Константин Павлович [25.7(6.8).1835 — 13(26).1.1908, Екатеринбург, ныне Свердловск], русский металлург. Родился в Костромской губернии, в семье губернского секретаря.
В 1856 окончил Московский университет, в 1858 — Николаевскую академию Генштаба в Петербурге. После ухода в отставку около 40 лет проработал на уральских металлургических заводах — Висимо-Шайтанском (1862—64) и Нижне-Салдинском (с 1864). Предложил и в 1864 осуществил производство упрочнённых железных рельсов (вместо рельсов со стальной головкой). В 1875—76 разработал и внедрил способ бессемерования малокремнистых чугунов с предварительным подогревом их в отражательной печи (т. Н. «русское бессемерование»). Впервые в России внедрил кауперовские воздухо-нагревательные аппараты (1882), а также резку горячих рельсов «в меру» по фотометру. Лит. Грум-Гржимайло В. Е., Константин Павлович Поленов. [Некролог], «Горный журнал», 1908, т.
3, № 8. Его же, Бессемерование на Нижне-Салдинском заводе, в его кн. Сб. Трудов, М. — Л., 1949. Н. К. Ламан.
Дополнительный поиск Поленов
На нашем сайте Вы найдете значение "Поленов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поленов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа