Протестантизм
(от лат. Protestans, родительный падеж protestantis — публично доказывающий) одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации (См. Реформация) 16 в.
От католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. П. Возник в 16 в. Как новая, специфически «буржуазная разновидность» христианства (см. К, Маркс, Капитал, т. 1, в книга. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89) — в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму. Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами 16 в. — основателями П. — М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих П. От католицизма (и от православия), является учение о непосредственной «связи» человека с богом. Согласно П., «божественная благодать» даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога.
Поэтому в П. (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать «слово божие» (принцип «священства» всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание папы римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в П. Существенно упрощён и удешевлен.
В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств (См. Таинства) сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот принцип подменяется назначением духовенства сверху). В П. Нет монашества, нет безбрачия духовенства (целибата). В своей реформе католицизма П. Апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения П. Считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.
Первоначальными, возникшими уже в 16 в. Формами П. Были. Лютеранство, Кальвинизм, цвинглианство, англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), меннонитство (см. Меннониты). К протестантам примыкали унитарии (в т. Ч. Польские Социниане), Чешские братья. В период 16—17 вв. П., воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С 17 в. П. Стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитерианская церковь), существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством).
Более демократичные, чем пресвитериане, Конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 в. Сложились баптизм (см. Баптисты) и квакерство (см. Квакеры). Постепенно старые протестантские церкви превратились в государственные или равноправные с церквами др. Вероисповеданий, в них усилилась тенденция к превращению в обычные церковные организации со свойственными церкви формализмом и чисто внешней «благочестивостью». Новые (возникавшие в конце 17 — начале 20 вв.) направления П. Отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы. Таковы Пиетизм (возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм (см. Методисты), отколовшийся в 18 в.
От англиканства, секта адвентистов (См. Адвентисты) (с 30-х гг. 19 в.), секта пятидесятников (См. Пятидесятники), сложившаяся в начале 20 в. На баптистской основе. Для П. Характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой П. Распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма (См. Христианский социализм), в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в П. С распространением со 2-й половины 19 в. Т. Н. Либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить П.
В решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. Пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении — в наиболее крайних его проявлениях — выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину — христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в нем. П., всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. Характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления — Фундаментализма, а с 20—30-х гг.
20 в. — выдвижение в качестве ведущего нового направления — диалектической теологии (См. Диалектическая теология) или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. Влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений П., поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества.
Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к Пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и др. Антикоммунистическими интерпретациям революции, и др.). Протестантские церкви насчитывают (начало 70-х гг. 20 в.) около 225 млн. Приверженцев, в том числе лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. П. Распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США.
В 20 в. Развернулось Экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган — Всемирный совет церквей). Лит. Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971. Его же, Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М., 1973. Чанышев А. Н., Протестантизм. М., 1969. Левада Ю. А., Современное христианство и социальный прогресс, М., 1962. Вебер М., Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, № 1. Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931. Ferm V. Т., A protestant dictionary, N. Y., 1951. См. Также лит. При статьях Реформация, Лютер М., Кальвин Ж. А. Н. Чанышев..
Дополнительный поиск Протестантизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Протестантизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Протестантизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 13 символа