Протестантизм
ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. Protestans - протестующий) - 1) Антикатолическое движение периода Реформации. Термин "П." входит в употребление после II Шпейерского рейхстага (1529), где пятеро немецких князей-лютеран и ряд имперских городов выразили протест против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа "чья власть, того и вера". Имя "протестантов" было атрибутировано тем, кто опротестовал заключение большинства. Оформление П. Связано с деятельностью Лютера и Кальвина. В общем контексте критического пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации западно-христианской Церкви. Отлученный от церкви папой, Лютер оказался перед выбором. Идти дальше в своем противлении, или признать свою критическую позицию ошибочной и покаяться.
Он выбирает первое. Публично сжигает папскую буллу 1520 и начинает отрицать богоуста-новленность церковной иерархии. Таким образом, П. Конституируется через окончательное отречение от Рима и вне-положение католичеству. 2) Одна из трех христианских конфессий (наряду с православием и католицизмом). Вероучение П. Фундируется двумя базисными основоположениями. Sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Принцип sola fide предполагает предельную артикуляцию статуса веры как в рамках протестантского вероучения в целом, так и в рамках сотериологии (греч. Soterion - спасение, logos - учение) - в особенности. П. Подразумевает убежденность в совершенной ясности Библии, только приобщение к которой спасает человека.
Для понимания не нужно никаких посредников (т.е. Клира, что фундирует основополагающую идею П. О священстве всех верующих), никакой традиции (предания) - для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливо-пассивном восприятии истин Писания, но об особом состоянии, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя. В принципе sola scriptura выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия. Только то, что указано в Св.
Писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Однако нельзя считать протестантов теми, кто отрицает земную Церковь - П. Пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в Древней Церкви (от идеи "общества свободных во Христе" у Лютера до современных версий ривайвелизма - движению за возрождение идеалов апостольской церкви). Особенно ярко учение П. Представлено в символических книгах. "Большой" и "Малый катехизис" Лютера (1529), "Аугсбургское исповедание" (1530) и "Апология Аугсбургского исповедания" (1530) Ф. Меланхтона, "Шмалькалденские члены" (1536) Лютера и "Формула согласия" (1580) - лютеранские. "Первый катехизис" Кальвина (1536), "Женевский катехизис" Кальвина (1545), "Женевское соглашение" его же (1551), "Галликанское исповедание или исповедание веры французских церквей", "Гейдельбергский катехизис" и др.
- кальвинистские. Наиболее яркой чертой протестантской теологии является отказ от метафизической проблематики понимания истин веры в пользу их практического осмысления (этика, социальное служение, диакония). Особенной чертой протестантской теологии является и ее крайняя рационализация, только изредка опротестовываемая отдельными мыслителями. Питаясь в своем возникновении, во многом теми же источниками, что и мистика (идея непосредственного контакта души верующего с Богом, перенос акцента с внешней стороны культа на индивидуально-психологические, духовно-нравственные аспекты веры, т.е. Предельно развивая основоположения теизма), П. Практически не порождает мистической практики в классическом ее варианте (см.
КВИЕТИЗМ, ПИЕТИЗМ). Организационно П. Представлен множеством независимых церквей и сект, связанных как с традицией раннего П. (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, унитарианство, социнианство, мен-нонитство, англиканство и др.). Церковные организации П. Продолжают дифференцироваться вплоть до настоящего времени и насчитывают на настоящий момент более 400 млн. Человек. Наибольшее распространение П. Получил в США, ФРГ, Скандинавских странах, Великобритании, Канаде, Швейцарии. Интеграционные интенции современного П. Нашли свое выражение в создании всемирного Совета Церквей (Амстердам, 1948). 3) В расширительном смысле- историческая форма развития европейской культуры. Такое понимание П. Конституировалось в философской традиции после Шлейер-махера, который (в отличие от Лейбница и Г.
Калиста, определявших П. Как религиозное течение) трактует его в качестве особой "исторической эпохи", что задает интерпретацию П. Как специфического направления развития культуры. (см. ТАКЖЕ. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА, ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ)..
Дополнительный поиск Протестантизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Протестантизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Протестантизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 13 символа