Равновесия теория
название ряда немарксистских социально-исторических концепций, которые пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его элементов на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не представляют собой теорий в строгом смысле слова. Понятие равновесия используется здесь именно в качестве общего объяснительного принципа. Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европейской социальной науке в 17 в. Под влиянием бурно развивавшегося механистического естествознания (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций «социальной физики», «механики страстей», мыслители той эпохи были склонны проблему общественного порядка сводить к существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие элементов физического мира.
Собственно Р. Т. Впервые получила развёрнутое изложение в 18 в. В утопических построениях Ш. Фурье, который на «открытых» им способах расчёта равновесия и гармонизации страстей основывал свой план идеального человеческого общежития, а идею равновесия считал универсальной для всего мироздания. Во 2-й половине 19 в. Идею равновесия применительно к общественным проблемам развивали социологи-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер, А. Смолл, Л. Уорд, для которых эталоном по-прежнему служило равновесие физических систем. В начале 20 в. Концептуальные основания Р. Т. Несколько видоизменяются под влиянием организмического мышления. Эталоном равновесия выступает теперь не механическая система, а живой организм, где это равновесие обеспечивается за счёт сложных процессов внутренней регуляции.
Одним из первых такой подход реализовал А. А. Богданов, который своей тектологией предвосхитил некоторые положения кибернетики и современного системного подхода, но в то же время допустил ряд серьёзных механистических просчётов и упрощений. В 20-е гг. Р. Т. Нашла приверженцев в лице ряда сов. Философов-механистов (Д. Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов и др.), которые фактически противопоставляли положения Р. Т. Учению диалектического материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая скачки как «процессы нарушения равновесия». Р. Т. Послужила методологической основой правоуклонистских идей Н. И. Бухарина, затушёвывавших противоречия в развитии производственных отношений в период построения социализма. С конца 30-х гг.
Некоторые идеи Р. Т. Получают новое оформление, причём речь уже идёт не о развёрнутой теоретической схеме, а лишь о принципе объяснения. Использование этого принципа было в значительной мере стимулировано развитым в рамках физиологии и кибернетики принципом Гомеостаза и изучением в естественных науках и технике устойчивых состояний. Модель динамического равновесия берётся на вооружение многими представителями структурно-функционального анализа (См. Структурно-функциональный анализ) в буржуазной социологии, у которых идея равновесия приобретает консервативный идеологический подтекст. Многие буржуазные социологи выступают с критикой функционалистской Р. Т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными сбалансированными системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому плохо приспособлена для анализа процессов социального изменения.
Эти слабости особенно явственны в эмпирически ориентированных направлениях социологии — в индустриальной социологии, в работах по «человеческим отношениям» в промышленности, в «управленческой науке», специализирующихся на разработке методов манипуляции людьми для обеспечения равновесия в функционировании буржуазного общества. Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. Т. Как теоретическую конструкцию, вскрывая консервативно-охранительские предрассудки её представителей. Вместе с тем это не означает отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости. Эти понятия играют важную эвристическую роль в изучении динамически развивающихся систем, выступая в качестве одной из условных точек отсчёта.
Проблема заключается лишь в том, что на основе этих понятий нельзя построить целостного объяснения процессов в соответствующих системах. Лит. Комаров М. С., Функциональное объяснение в современной буржуазной социологии, в кн. Актуальные проблемы развития конкретных социальных исследований, М., 1971. Russet С. Е., The concept of equilibrium in American social thought. New Haven — L., 1966. Л. А. Седов..
Дополнительный поиск Равновесия теория
На нашем сайте Вы найдете значение "Равновесия теория" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Равновесия теория, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 17 символа