Радищев

192

IРади́щев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва, — 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762—66). Для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767—71), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. Был назначен протоколистом в Сенат. С 1773 служил обер-аудитором (юридическим советником) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771—1773 Р. Выполнил ряд переводов. Наиболее интересен изданный Н.

И. Новиковым в 1773 перевод сочинений Г. Мабли «Размышления о греческой истории» с примечаниями Р. В одном из них он утверждал, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота (Полное собрание соч., т. 2, 1941, с. 282, прим.). В 1775 Р. Вышел в отставку. В 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 помощью управляющего, с 1790 управляющий Петербургской таможней). Материалистически решая основной вопрос философии («. Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе», там же, с. 59), Р. Отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Познание осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причём Р. Подчёркивал, что при существовании разных видов «силы познания» сама она «едина и неразделима».

Главные свойства материи — бытие, движение, пространство и время. Материальный орган мысли — мозг. Отличительная особенность человека — речь. Говоря о непрерывной эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что «. Будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые» (там же, с. 98), Р. Подходил к диалектике. Исторический процесс Р. Рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса («заблуждения», «рабства») сменяются эпохами прогресса («истины», «вольности»). Из этого он делал вывод о неизбежности революций. Человек — существо не только общественное, но и активное. Поэтому движущей силой исторического процесса в конечном счёте являются люди.

Их эгоистические «страсти» приводили в прошлом к краху «вольности» и торжеству порабощения. Однако если люди познают гибельность эгоистических «страстей» и сумеют их обуздать, то в будущем революция, «вольность» может восторжествовать окончательно. Исходя из этого, Р. Огромное внимание уделял проблемам воспитания. Он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконченная аллегорическая оратория Р. «Творение мира» (около 1779—82), «Слово о Ломоносове» (1780) и др. О роли примера, значении выдающейся личности в истории Р. Писал в «Слове о Ломоносове», «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782).

Обобщением исторических и политических концепций Р. Стала ода «Вольность» (около 1783) —первое произведение русской революционной поэзии. Революция в России, на взгляд Р., неизбежна, произойдёт она нескоро и ход её будет особым. В процессе революции и гражданской войны громадное государство распадётся на части, которые объединятся в добровольный союз республик и «. Волка хищного (т. Е. Самодержавие. — Ред.) задавят...» (см. Там же, т. 1, 1938, с. 16). Учение об активном человеке, о праве угнетаемых на восстание и о роли в нём выдающейся личности, вождя составило философско-политическую основу «Жития Ф. В. Ушакова» (1788, опубликовано 1789), сюжетом которого является биография друга юности Р. И рассказ о бунте русских студентов в Лейпциге.

Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политических и социальных условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств сделали Р. Основоположником реалистического метода в русской прозе. С середины 80-х гг. Р. Работал над главным своим произведением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввёл ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Р. Напечатал в начале 1790 «Письмо к другу», а в конце мая того же года — «Путешествие...». Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Р. Реалистически изобразить разные стороны русской жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические, экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и др.

Проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, Р. Прямо указал на главный источники зла — самодержавие и крепостничество. Далее Р. Вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение законов. Он показал беспочвенность надежд на «просвещённого монарха» и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний. В конечном счёте, он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни — полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путём народной революции.

При этом Р., понимая, что условий для революции в современной России нет, подчёркивал. «Не мечта сие. Я зрю сквозь целое столетие» (там же, с. 368—69). Произведение Р., будучи в узком смысле явлением жанра «просветительского путешествия», чрезвычайно сложно в жанровом отношении и соответственно — художественной стилистике. Метод воспроизведения действительности в «Путешествии...» в целом реалистичен. Но в воссоздании внутреннего мира самого путешественника есть элементы революционного Сентиментализма. Включенная же в главу «Тверь» ода — произведения революционного Классицизма. Сатирическое обличение и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с бытописью и жанровыми сценками. Политическая проповедь и философская публицистика переплетена с драматической исповедью и шуточными признаниями.

Сарказм и обличительный пафос оттеняются повседневным говорком, издёвкой, юмором. В повествование о путешествии и размышления героя введены «чужие» рассказы, рассуждения, письма, теоретические «проекты», исторические и литературные трактаты, стихи, комедийный диалог и т.д. В связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистических средств Р. — от крестьянского просторечия (но без обычной в литературе эпохи фонетической транскрипции) и литературного языка, построенного на разговорной речи, до публицистических «слов» и политической проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами. Отрицая теорию «трёх штилей» и стилистическую регламентацию сентиментализма, Р. Создавал принципиальные основы художественной стилистики Реализма.

Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина II. 30 июня 1790 Р. Был заключён в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле I в 1797 Р. Был переведён под надзор полиции в одно из имений отца — с. Немцово Калужской губернии. В ссылке Р. Создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792—95), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Статья Р. «Памятник дактилохореическому витязю» (1801—02) заложила основы научного стиховедения в России. После воцарения Александра I Р. Был «прощён» и определён на службу в Комиссию составления законов.

В юридических трудах и законодательных проектах 1801—02 он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чём сам писал в «Путешествии...» и др. Соч.), Р. Отравился. Основные сочинения Р. Находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно около 80 списков «Путешествия» и 9 — «Вольности»). Идеи Р. Оказали значительное воздействие на А. С. Пушкина, декабристов, А. И. Герцена, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в русской литературе. Музеи Р. Находятся в Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищеве Кузнецкого района Пензенской области), где Р.

Провёл детские годы. А. В. Западов. Соч. Полное собрание соч. 1938—52. Лит. Ленин В. И., О гордости великороссов, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26. Гуковский Г. А., Радищев, в книга. История русской литературы, т. 4, М. — Л., 1947. Орлов В. Н., Радищев и русская литература, 2 изд., Л., 1952. Макогоненко Г. П., Радищев и его время, М., 1956. Старцев А. И., Университетские годы Радищева, М., 1956. Его же, Радищев в годы «Путешествия», М., 1960. Благой Д. Д., Радищев, в его книга. История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960. Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Запретная мысль обретает свободу, М., 1966. Кулакова Л. И., Очерки истории русской эстетической мысли XVIII в., Л., 1968. Её же, Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, Л., 1972.

Шторм Г., Потаённый Радищев, М., 1974. Кулакова Л. И., Западов В. А., А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий, Л., 1974. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (СПБ, 1790). Титульный лист. «Путешествие из Петербурга в Москву» (Москва — Ленинград, 1944). Илл. В. Бехтеева.IIРади́щев Вячеслав Петрович [11(23).3.1896, Хвалынск, ныне Саратовской области, — 25.10.1942, Казань], советский химик-неорганик. Праправнук А. Н. Радищева. В 1924 окончил Саратовский университет. С 1931 работал в Лаборатории общей химии АН СССР, с 1934 — в институте общей и неорганической химии АН СССР. Р. Исследовал водные и безводные солевые системы из 4 и 5 компонентов, причём разработал оригинальные методы изображения диаграмм состав — свойство таких систем, основанные на использовании многомерной геометрии.

Соч. Справочник по растворимости, т. 2 — Тройные и многокомпонентные системы, М. — Л., 1963 (совместно с др.)..

Значения в других словарях
Радичевич

(Радичевић) Бранко (15.3.1824, Славонски-Брод, — 18.6.1853, Вена), сербский поэт. Изучал право и медицину в Вене. Представитель сербского национального возрождения, сподвижник В. Караджича. Первая книга — «Стихи» (1847). В поэме «Прощание со школьными друзьями» (1847) рисует борьбу молодёжи за национальное освобождение. В сатирически-аллегорической поэме «Путь» (1847) Р. Высмеял противников Караджича. Автор лирических стихов, в которых довёл до совершенства поэтику народных песен. В 1848—49 созд..

Радичевич Бранко

Радичевич (Радичеви·) Бранко (15.3.1824, Славонски-Брод, ≈ 18.6.1853, Вена), сербский поэт. Изучал право и медицину в Вене. Представитель сербского национального возрождения, сподвижник В. Караджича. ..

Радищев Александр Николаевич

Радищев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва, ≈ 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762≈66). Для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767≈71), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. Был назначен протоколистом в..

Радищев Вячеслав Петрович

Радищев Вячеслав Петрович [11(23).3.1896, Хвалынск, ныне Саратовской области, ≈ 25.10.1942, Казань], советский химик-неорганик. Праправнук А. Н. Радищева. ..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802), мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В гл. Произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое и исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в свои..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 - 1802), русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть> "Житие Ф.В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга> была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении..

Радищев

Александр Николаевич — известный писатель, один из главных представителей у нас "просветительной философии". Дед его, Афанасий Прокофьевич Р., один из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание. Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми ..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - революционер-писатель. Родился в небогатой дворянской семье. Воспитывался в Пажеском корпусе. Затем в числе других 12 юношей был послан Екатериной II за границу (в Лейпциг) для подготовки «к службе политической и гражданской». В Лейпциге Р. Изучал французскую просветительную философию, а также немецкую (Лейбниц). Большое влияние на политическое развитие Р. Имел «вождь его юности», талантливый Ф. В. Ушаков, жизнь и деятельность к-рого Р. Впоследствии - в..

Радищев

Радищев, Александр Николаевич (1749 - 1802) - русский писатель, по своим политическим убеждениям революционный республиканец. Сын небогатого помещика, получил образование в московском, а затем в лейпцигском университете. В 1775 г. Он начал писать свою знаменитую книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", которую окончил в 1790 г. В этой книге он описывал бедственность крестьянского положения и разорение сельского хозяйства. В книге было напечатано стихотворение "К вольности", призывавшее народ ..

Радищев

РАДИЛОВ РАДИМОВ РАДИН РАДИЩЕВ РАДЯЕВ РАДИК РАДКЕВИЧ1. Радим, Рада, Радя, Радище - различные формы древнерусского имени Радимир ('радеть за мир'). Рада, Радя - могут быть формами церковного имени Родион (которое на слух воспринимается как Радион). 2. Радой на северо-востоке России называется болотистая низина. Стало быть, Радины могут быть потомками выходца из такой местности. (Ф). Радищев - отчество от формы Радиш или Радище, возможных из древнерусских нецерковных мужских имен Радимир, Ратибор и..

Радищев

Александр Николаевич (20(31).VIII.1749 - 12(24).IX.1802) - рус. Революц. Мыслитель, писатель. Род. В Москве в дворянской семье. В 1762 был определен в Петерб. Пажеский корпус. На формирование политич. Концепции Р. Существенное влияние оказали произв. Франц. Просветителей - Гельвеция, Руссо, Мабли, с к-рыми он познакомился во время учебы в Лейпцигском ун-те (1766-71). В 1773 опубл. Перевод "Размышлений о греч. Истории" Мабли. В известном "Примечании к Мабли" Р. Бросил открытый вызов рус. Абсолюти..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель. Учился в Лейпцигском университете, усвоил ряд революционных идей западно-европейской философии. По возвращении в Россию служит в Сенате, Коммерц-колле-гии и в Петербургской Казенной палате. В условиях отказа Екатерины Второй от либеральных обещаний ("Наказа" - 1760) становится противником самодержавия и крепостничества. В 1773 вперв..

Дополнительный поиск Радищев Радищев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Радищев" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радищев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа