Рахманинов

146

IРахма́нинов Иван Герасимович (около середины 50-х гг. 18 в., — 27.1.1807), русский издатель, переводчик, просветитель. Из дворян. В 1780-х издавал свои переводы Вольтера. В 1788 открыл собственную типографию в Петербурге, в 1788—90 издал свой журнал «Утренние часы» и журнал И. А. Крылова «Почта духов». В 1791 перевёл типографию в своё имение Казинку близ Козлова и начал издание 20-томного Полного собрания сочинений Вольтера (вышло 3 ч.). В январе 1794 типография была опечатана властями. Об общественной деятельности Р. В последующие годы сведений нет. Лит. Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М. — Л., 1952. Полонская И. М., И. Г. Рахманинов — издатель сочинений Вольтера, «Труды Государственной библиотеки СССР им.

В. И. Ленина», т. 8, М., 1965.IIРахма́нинов Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, — 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния. Похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4—5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 — в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчаньи ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью).

Дипломная работа Р. — одноактная опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди сочинений 90-х гг. — «Пьесы-фантазии» (в т. Ч. Прелюдия до-диез минор) и «Музыкальные моменты» (1896) для фортепьяно, 1-я сюита для 2 фортепьяно (1893), симфоническая фантазия «Утёс» (1893), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского, 1893), «Каприччио на цыганские темы» для оркестра (1894), 1-я симфония (1895), свыше 20 романсов (в т. Ч. «Весенние воды»). В 1897—98 был дирижёром Московской частной русской оперы (здесь началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным), в 1904—06 — Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей (в 1907—14 — в ряде европейских стран, в 1909—10 — в США и Канаде).

В 1909—12 участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909—17 — Российского музыкального издательства. Среди сочинений 1900—1910-х гг. — 2-й (1901) и 3-й (1909) концерты для фортепьяно с оркестром, 2-я симфония (1907), симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте, обе 1904), кантата «Весна» (1908), поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов (1913), «Всенощное бдение» для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для виолончели и фортепьяно (1901), 2-я сюита для 2 фортепьяно (1901). 2 сонаты (1907, 1913), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепьяно.

В декабре 1917 Р. Уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918—43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие сочинения — 4-й концерт (1926) и «Рапсодию на тему Паганини» (1934) для фортепьяно с оркестром, «3 русские песни» для оркестра и хора (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепьяно (1931), 3-ю симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). В 1941—42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии. Р. — один из крупнейших музыкантов рубежа 19—20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской.

Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Р. С воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Р., обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева (См. Знаменный распев). Одна из самобытных основ музыкального стиля Р. — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка — многообразное претворение колокольных звучностей.

Р. Развил достижения рус. Лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Р., с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Р. Как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Р. Высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Р. Был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени. Лит. Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945. С. В. Рахманинов. Сб. Статей и материалов, М. — Л., 1947.

С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. Статей, М., 1947. Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л. — М., 1949. Понизовкин Ю., Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965. Брянцева В., Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966. Ее же, Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972. С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. Материалов и документов, Воронеж, 1971. Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973. Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3. Апетян, т. 1—2, 4 изд., М., 1974. Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. Воспоминаний], Нью-Йорк, 1946. Rachmaninoff's recollections told by Oscar von Riesemann, L. — N. Y., 1934. Bertensson S. And Leyda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, N. Y., 1956. В. Н. Брянцева. С. В. Рахманинов..

Значения в других словарях
Рахман Баба

(1632—1706) афганский поэт. См. Абдуррахман Моманд. ..

Рахман Сабит

Рахман Сабит (псевдоним. Настоящее имя и фамилия Сабит Керим оглы Махмудов) (26.3.1910, Нуха, ‒ 23.9.1970, Баку), азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943). Член КПСС с 1943. В 1932 окончил педагогический институт в Баку. Один из зачинателей азербайджанской советской комедии. Печатался с конца 20-х гг. В журнале «Молла Насреддин». ..

Рахманинов Иван Герасимович

Рахманинов Иван Герасимович (около середины 50-х гг. 18 в., ‒ 27.1.1807), русский издатель, переводчик, просветитель. Из дворян. В 1780-х издавал свои переводы Вольтера. В 1788 открыл собственную типографию в Петербурге, в 1788‒90 издал свой журнал «Утренние часы» и журнал И. А. Крылова «Почта духов». В 1791 перевёл типографию в своё имение Казинку близ Козлова и начал издание 20-томного Полного собрания сочинений Вольтера (вышло 3 ч.). В январе 1794 типография была опечатана властями. Об общест..

Рахманинов Сергей Васильевич

Рахманинов Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, ‒ 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния. Похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4‒5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 ‒ в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеев..

Рахманинов

РАХМАНИНОВ Иван Герасимович (ок. 1755-1807), издатель, переводчик, просветитель. В 1788 открыл типографию в Санкт-Петербурге, в 1791 перевёл её в с. Казинка, близ Козлова. Издавал полное собрание сочинений Вольтера (вышло 3 т.). Типография была опечатана властями.2.. ..

Рахманинов

РАХМАНИНОВ РАХМАНОВ РОХМАНИНОВ РОХМАНОВ ТЮЛЕНИН РАХМАНИН1. Слово рахманый имеет в разных говорах разные, чрезвычайно многообразные значения. Вялый, хилый, веселый, полньй, красивый, самодовольный и т. П. 2. Так же эти фамилии часто происходят от нецерковных имен восточного происхождения. Рахман (в переводе с арабского'милосердный'), Рахманин. Предок композитора Рахманинова Иван Вечин переселился из Молдавии в Москву в 1483 году, сына своего крестил Василием, но прозвали его Рахманином - вероятно..

Рахманинов

Иван Герасимович (ок. Сер. 50-х гг. 18 в. - после 1802) - рус. Издатель, переводчик, просветитель. Из дворян. В 1784-89 издавал свои переводы Вольтера. В 1788 открыл собственную типографию. В 1788-90 печатал в ней свой журн. "Утренние часы" (совместно с П. А. Озеровым), журн. И. А. Крылова "Почта духов" и 1-ю часть журн. "Беседующий гражданин". В 1791 перевел типографию в свое имение Казинку близ Козлова и начал издание 20-томного Полного собр. Соч. Вольтера. В свет удалось выпустить 3 ч. (Козло..

Рахманинов

Сергей Васильевич (1873-1943)русский композитор, пианист, дирижер. С 1917 года жил за рубежом. Автор множества музыкальных произведений, в том числе и духовных.. ..

Дополнительный поиск Рахманинов Рахманинов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рахманинов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рахманинов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 10 символа