Рационализм
IРационали́зм (франц. Rationalisme, от лат. Rationalis — разумный, ratio — разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. Противостоит как Фидеизму и Иррационализму, так и Сенсуализму (Эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии. Например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины. Как целостная система гносеологических воззрений Р. Начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания.
В противоположность средневековой схоластике (См. Схоластика) и религиозному догматизму классический Р. 17—18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. О., принципы Р. Разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц). Р. У них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания. Р. 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения (См. Просвещение). Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Р.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р. Пытался решить вопрос. Как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Р. Утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление. «кроме самого разума», т. Е. Способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р. К идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Р. Роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания. И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. И сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 340). Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности (см. Априори) не только понятийных форм (как это было в классическом Р.), но и форм созерцания — пространства и времени.
Но кантовский Р. Сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции Агностицизма, он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность. В философии Г. Гегеля (См. Гегель) началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире своё собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Р. Приобретает характер панлогизма. В буржуазной философии 19 и 20 вв. Вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (Позитивизм, Неопозитивизм и др.). Преобладающей становится критика классического Р. С его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека.
Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (например, во Фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в Интуитивизме и Экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Р., связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Р. (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма). Ограниченность и односторонность Р. Были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Р. Стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности.
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 152—53). Лит. Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 3. Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20. Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29. Декарт Р., Рассуждение о методе. Избр. Философские произведения, М., 1950. Лейбниц Г., Новые опыты о человеческом разуме, М., 1936. История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5. Girgensohn К., Der Rationalismus des Abendlandes, Greifswald, 1921. Cassirer Е., Die Philosophic, der Aufklärung, Tübingen, 1932. Santillana G. De, Zilsel Е., The development of rationalism and empiricism, Chi., 1941.
Б. С. Грязнов.IIРационали́зм в архитектуре, совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле Р. Иногда отождествляют с понятием «современная архитектура» (см. Архитектура). Основы Р. Закладывались ещё в конце 19 в. (творчество Л. Г. Салливена в США, Х. П. Берлоге (См. Берлога) в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров немецкого Веркбунда (См. Немецкий Веркбунд) в Германии, О. Перре во Франции). Становлению Р. В начале 1920-х гг. Во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» во главе с Ле Корбюзье во Франции, руководимой В. Гропиусом архитектурной школой «Баухауз» в Германии (Функционализм).
Развитие Р. Охватывает в основном 20—50-е гг. Сторонники Р. Организовали Международные конгрессы современной архитектуры (1928—59). Его градостроительные идеи были зафиксированы в т. Н. Афинской хартии (1933), а общие архитектурные концепции в 50-е гг. Привели к созданию т. Н. Международного (интернационального) стиля (творчество Л. Миса ван дер Роэ (См. Мис ван дер Роэ) и многих др. Архитекторов). Причинами кризиса Р. В конце 50-х гг. Стали присущие его представителям известный догматизм архитектурного мышления и социально-реформистский утопизм. Рационалистами называли себя архитекторы объединения Аснова (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психо-физиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образцом аспекте архитектуры.
Лит. Хазанова В. Э., Советская архитектура первых лет Октября. 1917—1925 гг., М., 1970. Banham R., Theory and design in the first machine age, L., [I960]. CoIlins P., Changing ideals in modern architecture. 1750—1950, L., [1965]..
Дополнительный поиск Рационализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Рационализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рационализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 11 символа