Розанов Василий Васильевич
Розанов Василий Васильевич [20.4(2.5).1856, Ветлуга ‒ 5.2.1919, Сергиев посад, ныне Загорск], русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1880‒1893 преподавал в гимназии (Симбирск, Елец, Белый, Вязьма). Его 1-я книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) ‒ один из вариантов гегельянского обоснования науки ‒ успеха не имела. Однако она примечательна тем, что содержит программу позднейшего мистического теизма Р. Широкую популярность снискал литературно-философский этюд Р. «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), положивший начало последующему истолкованию Ф.
М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др., с которыми позднее Р. Сблизился как участник религиозно-философских собраний (1901‒ 1903). С конца 1890-х гг. Р. ‒ видный журналист позднеславянофильского толка, сотрудник журнала «Русский вестник» и «Русское обозрение», один из ведущих публицистов «Нового времени». Статьи Р. Вызывали резкую критику со стороны революционных марксистов (см. В. И. Ленин, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 25, с. 172). Сознательная беспринципность и двусмысленность его высказываний была с осуждением встречена либералами. Выступая, как правило, с шовинистических позиций, Р., однако, не был последовательным охранителем. Резкую критику постановки школьного образования в России содержали его статьи «Сумерки просвещения» (1893) и «Афоризмы и наблюдения» (1894).
В книге «Когда начальство ушло» (1910) Р. В сочувственных тонах описывал брожение в массах в эпоху русской Революции 1905‒07. Сборники «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900) свидетельствовали о попытках Р. Найти решение социально-философских проблем в церковной религиозности, причём его отношение к православной церкви («Около церковных стен», т. 1‒2, 1906) оставалось глубоко противоречивым. Пытаясь приспособить православие к запросам современности и подвигнуть его к обновленному культу «жизненной силы», Р. Требовал пересмотра христианских воззрений на сексуальные и семейные отношения в нашумевшей книге «Семейный вопрос в России» (т. 1‒2, 1903). В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Р.
Окончательно размежёвывается с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий завет как утверждение жизни плоти ‒ Новому). Р. Стремился в своих сочинениях к предельной эмоциональной насыщенности. Его книги «Уединённое» (1912), «Смертное» (1913) и «Опавшие листья» (ч. 1‒2, 1913‒15) представляют собой собрание объединённых по настроению разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов. Высказывания Р. По религиозным, философским, историческим и литературным вопросам, перемежающиеся с бытовыми зарисовками, выдают глубокий духовный кризис, не могущий найти разрешения в безоговорочном принятии христианских догматов, к которому Р. Тщетно стремится.
Итогом мысли Р. Остаётся пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духеС. Кьеркегора (отличающийся, однако, культом индивидуальности, реализующей себя в стихии пола). Исторический пессимизм Р. В полной мере сказался в его набросках «Апокалипсис нашего времени» (в. 1‒10, 1917), где Р. С отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, считая её трагическим завершением российской истории. Соч. Литературные очерки, СПБ, 1899. В мире неясного и нерешенного, СПБ, 1901. Декаденты, СПБ, 1904. Итальянские впечатления, СПБ, 1909. Война 1914 и русское возрождение, 2 изд., П., 1915. Из последних листьев. Апокалиптика русской литературы, «Книжный угол», 1918, № 5. Избранное, Нью-Йорк, 1956. Лит. Грифцов Б., Три мыслителя, М., 1911.
Шкловский В., Розанов, в кн. Сюжет как явление стиля, П., 1921. Голлербах Э., В, В. Розанов. Жизнь и творчество, П., 1922. История философии в СССР, т. 4, М., 1971. Leskovec P., Basilio Rozanov e la sua concezione religiosa, Roma, 1958. Rozanov, L., 1962. В. С. Муравьев..
Дополнительный поиск Розанов Василий Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Розанов Василий Васильевич" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Розанов Василий Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 26 символа