Свобода воли

129

философская категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. Е. Вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг С. В. Со времён Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной «конечной причине» действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, что противоречит потребности научного объяснения. В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании С.

В. Выявились главным образом две философские позиции. Детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и Индетерминизм, отвергающий причинную зависимость воли. Сообразно факторам (физическим, психическим и др.), признаваемым причиной волевых актов, среди философских детерминистических концепций принято различать механический детерминизм (Б. Спиноза, Т. Гоббс) и менее строгий, детерминизм психический, или психологический (Т. Липпс). Примером наиболее последовательного индетерминизма могут служить учения И. Фихте и М. Ф. Мен де Бирана. Однако в истории философии более распространены смешанные, эклектические доктрины С. В., сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм И. Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает С.

В. Но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он несвободен в своём выборе, а воля его причинно обусловлена. Следы подобной непоследовательности носит и концепция Ф. Шеллинга. С одной стороны, он определяет свободу как внутреннюю необходимость, с другой стороны — признаёт самополагающий характер первоначального акта выбора. Г. Гегель, провозглашая С. В., по существу наделяет ею не человека, а «мировой дух», воплощающий «чистое» понятие С. В. В буржуазной философии конца 19—20 вв. Среди тенденций в истолковании С. В. Преобладает волюнтаристский и персоналистический индетерминизм, а также распространена позитивистская установка обходить эту проблему. У А. Бергсона, например, обе эти тенденции переплетаются.

Отстаивая С. В., он ссылается на органическую цельность душевных состояний, не поддающихся разложению на отдельные элементы и, согласно Бергсону, причинно не обусловленных. В. Виндельбанд рассматривает волевые акты в одних случаях как причинно обусловленные, в других — как свободные. Проблема С. В. Стоит в центре внимания атеистического экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), который усматривает в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу С. В. К своеволию. В теистических религиозных учениях проблема С. В. Ставится в плане самоопределения человека по отношению к богу, причём само понятие С. В., без которого невозможна религиозная этика, сталкивается с понятием «благодати» и непреложного божественного предопределения (См.

Предопределение). Попытки разрешить возникающие здесь противоречия порождали различные, часто противоположные течения религиозной философии [например, Томизм и молинизм в католицизме, Кальвинизм и арминианство (см. Арминиане и гомаристы.) в протестантизме]. Крайние религиозно-детерминистские варианты учений о предопределении, ставящие человеческую личность в абсолютную зависимость от сверхъестественной силы, божественной воли, составляют совместно с натуралистическим детерминизмом и с языческой верой в судьбу (См. Судьба) основной набор концепций Фатализма. В марксистской философии основой для оценки проблемы С. В. Является диалектика свободы и необходимости. См. Свобода. Лит. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.

20. Ленин В. И., философские тетради, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29. Спиноза Б., Избр. Произв., т. 1, М., 1957. Кант И., Соч., т. 4, М., 1965. Гегель Г., Соч., т. 7, М. — Л., 1934. Шопенгауэр А., О свободе воли, Полн. Собр. Соч., т. 4. М., 1910. Виндельбанд В., Прелюдии, философские статьи и речи, пер. С нем., СПБ, 1904. Гутберлет К., Свобода воли и ее противники, пер. С нем., М., 1906. Соловьев В. С., Соб. Соч., т. 10, СПБ, 1914. Лосский Н. О., Свобода воли, Париж, [1927]. Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974. Wenzl A., Philosophie der Freiheit, Bd 1—2, Münch., 1947—49. Ricoeur P., Le volontaire et l'involontaire, P., 1949 (Philosophie de la volonte, t. 1). Spakovsky A, von, Freedom, determinism, indeterminism, The Hague, 1963. Р. А. Гальцева.

Значения в других словарях
Свобода

IСво́бода (Svoboda) Людвик (р. 25.11.1895, Грознетин, Чехия), государственный, политический и военный деятель ЧССР, генерал армии (ноябрь 1945), трижды Герой ЧССР (1965, 1970, 1975), Герой Советского Союза (1965). Родился в крестьянской семье. Получил агрономическое образование. В 1915 был призван в австро-венгерскую армию и направлен на русский фронт. Возглавив группу чешских патриотов, перешёл линию фронта и в 1916 вступил в чехословацкий легион. В 1920 вернулся на родину, стал кадровым офицер..

Свобода (социальн.)

Свобода, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. В истории общественной мысли проблема С. Традиционно сводилась к вопросу. Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами. Материалистическое понимание истории отвергает идеалистическое представление о С. Личности как независимости её сознания от объективных условий. Марксизм выступает также..

Свобода Людвик

Свобода (Svoboda) Людвик (р. 25.11.1895, Грознетин, Чехия), государственный, политический и военный деятель ЧССР, генерал армии (ноябрь 1945), трижды Герой ЧССР (1965, 1970, 1975), Герой Советского Союза (1965). Родился в крестьянской семье. Получил агрономическое образование. В 1915 был призван в австро-венгерскую армию и направлен на русский фронт. Возглавив группу чешских патриотов, перешёл линию фронта и в 1916 вступил в чехословацкий легион. В 1920 вернулся на родину, стал кадровым офицером..

Свобода печати

см. В ст. Свободы демократические.. ..

Свобода Воли

СВОБОДА ВОЛИ - категория, обозначающая философско-этическую проблему - самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. Е. Вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции. Детерминизм и индетерминизм. См. Свобода.. ..

Свобода Воли

СВОБОДА ВОЛИ, категория, обозначающая философско-этическую проблему - самоопределяем или детерминирован человек> в своих действиях, т.е. Вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции. Детерминизм> и индетерминизм>.. ..

Свобода Воли

Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести. Анри Амьель Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего. Фридрих Ницше Мы должны верить в свободу воли. У нас просто нет выбора. Айзек Зингер Тот, кто верит в свободу воли, никогда не любил и никогда не ненавидел. Мария Эбнер-Эшенбах Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле. Бенедикт С..

Свобода Воли

(free will) В психологии и в психологически ориентированной философии представлены две полярные позиции по вопросу о С. В. Согласно одной из них, в настоящее время тесно связанной с психологией и нередко представляемой в качестве осн. В элементарных учебниках по общей психологии, С. В. Иллюзорна, и для того, чтобы иметь право наз. Себя учеными, психологи должны верить в то, что все поведение чел. Или весь его опыт полностью обусловлены причинными процессами, каждый из к-рых, в принципе, познавае..

Свобода Воли

— категория, обозначает философско-этическую проблему. Самоопределяем ли человек в своих действиях. В широком смысле это способность человека делать сознательный выбор в своих действиях в соответствии с поставленными им целями. Отрицается в религиях, разделяющих идею божественного предопределения.. ..

Свобода Воли

Способность человека к самоопределению в своих действиях. В контексте раннегреческой культуры в понятии C.B. Акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему - военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности - полис, его земля (Солон). Свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. Поэтому антоним т..

Свобода Воли

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. Акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему - военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности - полис, его земля (Солон). Свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. По..

Свобода Воли

— способность человека к самоопределению в своих действиях. В контексте раннегреческой культуры в понятии C.B. Акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек — это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему — военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности — полис, его земля (Солон). Свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. Поэтому антоним..

Свобода воли

Предоставленная Богом человеку свобода выбора между добром и злом.. ..

Дополнительный поиск Свобода воли Свобода воли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Свобода воли" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свобода воли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа