Свободный стих
верлибр (франц. Vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями. В качестве единственного постоянного признака всех видов С. С., отграничивающего его от художественной прозы (См. Проза), обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы (См. Пауза). Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. С. От строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. С. Связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом (См.
Александрийский стих) во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. Гекзаметром в Германии и т. Д. С. С. Чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. С. Потребность в обновлении стихотворных систем. Влияние форм народной поэзии. Влияние библейского и литургического стиха. Оскудение рифменного репертуара. Опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур. Воздействие разговорной речи. Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Каном в 1884. Но становление С. С. Наблюдается со 2-й половины 18 в. И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А.
П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С. С. В 19 в. Принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С. С. Гейне «Северное море») и др. Распространение С. С. Начинается с 70-х гг. 19 в. И нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. Де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар, Ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. В России многочисленные С. С. Создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии С. С. Становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др. В других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С.
С. Продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы. Лит. Жовтис А. Л., О критериях типологической характеристики свободного стиха. (Обзор проблемы), «Вопросы языкознания», 1970, №2. Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971. Баевский В. С., О природе русского свободного стиха, в его кн. Стих русской советской поэзии, Смоленск, 1972. От чего не свободен свободный стих?, «Вопросы литературы», 1972, №2. Hrushovski В., On free rhythmus in modern poetry, в кн. Style in language, N. Y. — L., 1960. Czerny Ł., Le vers libre francais et son art structural, в сборнике. Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961. В. С. Баевский, В. А. Сапогов..
Дополнительный поиск Свободный стих
На нашем сайте Вы найдете значение "Свободный стих" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свободный стих, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 14 символа