Силлабо-тоническое стихосложение
(от греч. Syllabe — слог и tónos — ударение) одна из форм тонического стихосложения (См. Тоническое стихосложение), основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не падают. Основные размеры. Двусложные, в которых между сильными слогами находится один слабый, — Хорей — ∪ — ∪ — ∪. (знаком — обозначается сильный слог, знаком ∪ слабый. Пример. Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет) и Ямб ∪ — ∪ — ∪ —. (Пора́, пора́, рога́ трубя́т), и трёхсложные, в которых между сильными слогами располагается по два слабых, — Дактиль — ∪ — ∪ — ∪. (Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая), Амфибрахий ∪ — ∪ — ∪ — ∪. (Идёт вдохнове́нный куде́сник) и Анапест ∪ — ∪ — ∪ —. (За вели́кое де́ло любви́).
Названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных — с другой, одинакова. Отличаются они анакрусой (См. Анакруса) — ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Русские теоретики 18—19 вв. Делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей — ∪| — ∪| — ∪|. Однако стопная теория натолкнулась на одну особенность русского стиха. В хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен.
Например, в стихе «Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах. ∪ —'| ∪ —| ∪ —| ∪ —'|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп. Пиррихия (См. Пиррихий) ∪ ∪ и спондея (См. Спондей) — —, способных замещать основные. Так, в стихе «Зде́сь в ми́ре расширя́ть нау́ки» — — | ∪ ∪ | ∪ — | ∪ — | ∪ первая стопа — спондей, вторая — пиррихий, остальные — ямбы. Большинство современных русских стиховедов отказались от стопной теории, продолжая. Однако, пользоваться для удобства её терминологией.
Пиррихии придают русским ямбам и хореям ритмическое разнообразие. В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрических ударений в них редки, зато сверхсхемные встречаются чаще. В русской поэзии С.-т. С. Было введено в поэтическую практику и теоретически обосновано в 30-е гг. 18 в. В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, вытеснив существовавшее с середины 17 в. Силлабическое стихосложение. Русские поэты употребляли стихи, содержащие от 2 до 6 сильных мест (стоп). Обычно все стихи одного стихотворения или равны по количеству стоп, или же регулярно чередуются. Особая форма силлабо-тонического стиха — Вольный стих, преимущественно ямб, в котором неупорядоченно чередуются стихи от одностопных до шестистопных (басни И.
А. Крылова. «Горе от ума» А. С. Грибоедова). В вольных ямбах и хореях В. В. Маяковского можно встретить даже десятистопные стихи. С.-т. С. В каждом языке, где оно существует, своеобразно. Так, в немецком языке в многосложных словах может быть несколько ударений, одно ударение приходится в среднем на два слога, поэтому пиррихии редки, ритмическое разнообразие создаётся чередованием ударений разной силы. В английском языке много односложных слов, поэтому в двусложных размерах многочисленны сверхсхемные ударения. В языках с постоянным ударением С.-т. С. Встречается реже и менее упорядочено. Например, в чешских ямбах не обязательно ударение на последнем сильном слоге. В польском стихе часто встречается сдвиг ударения с сильного слога на слабый.
Такой силлабо-тонический стих можно считать переходной формой, сближающейся с силлабическим стихом. Лит. Белый А., Символизм, М., 1910. Жирмунский В. М., Введение в метрику, Л., 1925. Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929. Его же, Стих и язык, М. — Л., 1959. Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960. Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958. Холшевников В. Е., Основы стиховедения, Л., 1972. Гаспаров М. Л., Современный русский стих, М., 1974. В. Е. Холшевников..
Дополнительный поиск Силлабо-тоническое стихосложение
На нашем сайте Вы найдете значение "Силлабо-тоническое стихосложение" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Силлабо-тоническое стихосложение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 32 символа