Синтоизм
[от япон. Синто, буквально — путь (учение) богов], религия, сложившаяся в Японии, одна из наиболее распространённых в стране (наряду с буддизмом) религий. С. Возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно С., человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца — Аматэрасу. Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоистская служба состоит из 4 элементов — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).
С 5—6 вв. Императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов. Наиболее важные обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. Верховным жрецом С. Отсутствие единой канонической литературы С. Было возмещено созданием в 7—8 вв. Сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний — «Кодзики» («Запись о делах древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»). Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период расцвета японского феодализма (10—16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии (например, браки, рождение ребёнка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преимущественно по правилам буддизма).
В 17—18 вв. Развернула свою деятельность т. Н. «историческая школа» (М. Камо, Н. Мотоори и др.), которая поставила своей целью укрепить С., возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867—68 и до конца 1945 С. Пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и правительства. Регулярное посещение синтоистских и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим государственных учреждений. В период 2-й мировой войны 1939—45 японская военщина широко использовала С. Для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистической Японии подорвало престиж С. В декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена, священники потеряли свой прежний официальный статут.
1 января 1946 японский император публично отказался от своего «божественного» происхождения. Однако в последующие годы С. Постепенно стал восстанавливать своё влияние и несколько модернизировал своё учение. В декабре 1966 решением правительства был восстановлен в качестве национального праздника прежний «день основания империи» — кигэнсэцу (11 февраля) — день, когда по синтоистским мифам Дзимму в 660 до н. Э. Вступил на престол. Демократические силы страны дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать С. Для разжигания шовинизма. Лит. Латышев И. А., О роли религии в политической жизни Японии, в сборнике. Современная Япония, М., 1964. Светлов Г. Е., Религия и политика. О социально-религиозных движениях в современной Японии, «Проблемы Дальнего Востока», 1974, № 2.
Gundert W., Japanische Religionsge-schichte, Tokyo, 1935. А. Н. Романов.
Дополнительный поиск Синтоизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Синтоизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синтоизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа