Синтоизм
(от япон. Синто - путь богов) - одна из наиболее распространенных (наряду с буддизмом) религий совр. Японии. С. Возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Сложившись в процессе объединения культов отд. Родов (племен), С. Первоначально получил распространение в Юго-Зап. И Центр. Японии и нашел выражение в преклонении перед силами природы, представляемыми в виде окружающих человека бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди к-рых особое место занимала богиня солнца - Аматэрасу. По синтоистическому учению, человек ведет свое происхождение от одного из богов (ками), душа умершего при определенных обстоятельствах способна стать таким ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в любой ритуальный предмет - меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества - и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения.
На терр. Японии обнаружены предметы древнего религ. Культа - ритуальные мечи, колокольчики, бронз. Зеркала (1-3 вв.), к-рые употреблялись на синтоистских праздниках (мацури), во время священных танцев (кагури), ими отгонялись злые духи (матацухи) с одновременным произнесением заклинаний против засухи и неурожая. При этом синтоистская служба, как и сейчас, состояла из 4 элементов - очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).С 5-6 вв. Императорский двор взял на себя руководство деятельностью гл. Синтоистских храмов. Наиболее важные синтоистские обряды начал совершать сам император, объявленный в 7 в. Верх. Жрецом религии. Отсутствие единой канонич. Синтоистской лит-ры было возмещено созданием в 7-8 вв.
Сборников древних ист. Мифов, легенд и сказаний - Кодзики и "Нихон сёки", в к-рых, в частности, повествуется о том, что праправнук богини Аматэрасу мифич. Император Дзимму стал первым земным императором - основателем япон. Империи.Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период расцвета япон. Феодализма (10-16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религ. Жизни страны, С. Подвергся его сильному влиянию. Постепенно многие японцы стали исповедовать две религии (напр., браки, рождение ребенка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преим. По правилам буддизма).В 17-18 вв. По инициативе группы ученых во главе с М.
Камо (1697-1769), Н. Мотоори (1730-1801) и др. Была создана и развернула свою деятельность т. Н. "историческая школа", к-рая поставила своей целью укрепить С., возродить культ и всю полноту реальной власти императора. Учение "исторической школы" заложило идеологич. Основу для движения против сёгуната и сыграло важную роль в подготовке незавершенной бурж. Революции 1867-68.После революции 1867-68 и до кон. 1945 С. Пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и пр-ва, синтоистские и буддистские священники были названы "учителями религии и морали". В 1875 был опубл. Императорский указ об установлении ритуалов и церемоний в синтоистских храмах, к-рым была оказана гос. Поддержка. Для императорской семьи стало традицией посещение храма Дзингу, построенного в честь богини Аматэрасу (в Исэ), храмов Мэйдзи и Ясукуни (в Токио).
Регулярное посещение синтоистских храмов, как и буддийских, было вменено в обязанность школьникам и служащим гос. Учреждений. Накануне 2-й мировой войны япон. Военщина широко использовала С. Для разжигания крайне шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения указам императора и всем, кто выступает от его имени. Синтоистская доктрина "Хакко итиу" ("Восемь углов под одной крышей") стала использоваться как призыв к распространению власти япон. Императора над всем миром. Во время 2-й мировой войны С. С его культом непогрешимого императора всячески помогал укреплению монархич. Власти, пропаганде шовинизма и агрессии.Поражение империалистич. Японии во 2-й мировой войне подорвало престиж С., скомпрометировавшего себя связями с япон.
Военщиной. В дек. 1945 синтоистские учреждения были отделены от гос-ва, часть синтоистской лит-ры была запрещена, священники потеряли свой прежний офиц. Статут. 1 янв. 1946 япон. Император публично отказался от своего "божественного" происхождения. Однако в последующие годы С. Постепенно стал оправляться от поражения, несколько модернизировал свое учение. С осени 1951 япон. Император и премьер-министр возобновили регулярное паломничество в храмы Дзингу, Мэйдзи и Ясукуни. Свадьба наследного принца Акихито (апр. 1959) по решению пр-ва была проведена с соблюдением синтоистских обрядов. В дек. 1966 решением пр-ва был восстановлен в качестве нац. Праздника прежний "день основания империи" - кигэнсэцу (11 февр.) (день, когда по синтоистским мифам Дзимму в 660 до н.
Э. Вступил на престол). В стране увеличилось число действующих синтоистских храмов и их служителей. По офиц. Статистике, в 1961 в Японии было 80 591 синтоистский храм (с 198 548 служителями), к-рые, по явно преувеличенным данным, посещает ок. 79 млн. Верующих. Демократич. Силы страны проявляют бдительность и дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать С. Для разжигания человеконенавистнического шовинизма и идейной подготовки новой войны.Лит. Пинус E. M., Древние мифы япон. Народа, в кн. Китай. Япония. История и филология, М., 1961. Латышев И. A., О роли религии в политич. Жизни Японии, в сб. Современная Япония, М., 1964.А. Н. Романов. Москва..
Дополнительный поиск Синтоизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Синтоизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синтоизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа