Сковорода

126

Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. Данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.). По возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. Вёл образ жизни странствующего нищего философа. Сочинения его при жизни распространялись в рукописях. С. Был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры.

Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания. Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров». Макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур». Видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека.

Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. К Пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. Характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. Придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский).

Видимо, через Оригена С. Воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира. Социальные и педагогические взгляды С. Основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание. Человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. К. Не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. Напоминает сократовскую «родовспомогательницу». Задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».

С. Принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. Свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. Способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой. Соч. Соч., Хар., 1894. Повне зiбрання творiв, т. 1—2, К., 1973. Соч., т. 1—2, М., 1973. Лит. Эрн В. Ф., Г. С. Сковорода, М., 1912.

Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. Сковорода, [Хар.], 1926. Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960. Редько М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967. Беркович Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. Сковорода. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968. Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970. Педагогiчнi iдеi Г. С. Сквороди. Сб. Ст., К., 1972. Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972. Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972. Лощиц Ю. М., Сковорода, М., 1972. Ю. М. Лощиц. Г. С. Сковорода..

Значения в других словарях
Скобликова Лидия Павловна

Скобликова Лидия Павловна (р. 8.3.1939, Златоуст), советская спортсменка (конькобежный спорт), заслуженный мастер спорта (1960), преподаватель. Член КПСС с 1964. Заведующий кафедрой физического воспитания в Высшей школе профдвижения при ВЦСПС (Москва, с 1974). Завоевала 6 золотых медалей на зимних Олимпийских играх (1960, 1964). Абсолютная чемпионка мира в 1963‒64. Неоднократная рекордсменка и чемпионка мира и СССР в беге на отдельные дистанции (40 золотых медалей, в том числе 25 на чемпионатах ..

Скобяные изделия

небольшие металлические детали (в основном крепёжные), применяемые при строительных работах, в столярных и плотничных изделиях (скобы, задвижки, крючья, костыли, угольники, дверные и оконные ручки, навесы и т. П.).. ..

Сковорода Григорий Саввич

Сковорода Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, ‒ 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750‒53 (по др. Данным, 1747‒1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.). По возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском ко..

Сковородино

(до 1938 — Рухлово) город, центр Сковородинского района Амурской области РСФСР. Расположен на левом берегу р. Большой Невер (приток Амура). Ж.-д. Станция на Транссибирской магистрали, от С. — ветка (68 км) к станции Рейново. Предприятия ж.-д. Транспорта, пищевая промышленность. Научно-исследовательская мерзлотная станция. Город — с 1927. Переименован в память первого председателя поселкового Совета А. Н. Сковородина, расстрелянного в 1920 японскими интервентами.. ..

Сковорода

Григорий Саввич (22.11.1722-29.10.1794), малороссийский философ, поэт, музыкант, педагог. Автор стихотворений, басен, песен, кантов, псалмов. Учился в Киево-Могилянской академии. Пел в придворном хоре в Петербурге. Преподавал в Харьковском колледже. Вел жизнь странствующего философа.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Сковорода

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 - 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. Вел жизнь> странствующего нищего-философа. Сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл> человеческого существования - подвиг самопознания. Автор> стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.. ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722—94) — украинский философ, сын простого казака. Учился в Киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. В придворную певческую капеллу. В 1744 г. Получил увольнение от должности певчего с званием придворного уставщика и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. Решил побывать за границей, куда и отправился в качестве цер..

Сковорода

-ы́, вин. Сковороду́ и ско́вороду, мн. Ско́вороды, сковоро́д, -а́м, ж.. ..

Сковорода

..

Сковорода

Или сковородка ж. Сковрада церк. (см. Сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения. Железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень. Глиняная, латка, ладка. Соловарная, черен. Без закрайков, гладкая, на печенье. Лист. Сковородушка яичницы. Прогорелая сковородишка. Пудовая сквородища. Сковородочка серебряная. В лесу и сковорода звонка. Либо со сковороды отведать, либо (не то) сковородника. | заводск. Чугунный сосуд, для выпуска из плавильной печи лишка роштейна. | Типограф. Смывальный..

Сковорода

Ж.1) Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения.2) Количество пищи, находящееся в такой посуде.. ..

Сковорода

СКОВОРОДА́ -ы́, вин. Ско́вороду. Мн. Ско́вороды, сковоро́д, -а́м. Ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. Для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Количество жареного, тушёного. Съесть сковороду картошки. Приготовить сковороду котлет.. ..

Сковорода

-ы, вин. Сковороду и (устар.) сковороду, мн. Сковороды, сковород, сковородам, ж. И (разг.). ..

Сковорода

Сковороды, мн. Сковороды, сковород, сковородам, ж. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). 3. Ящик, в к-ром смывают набор (тип.). 4. Только мн. Род цимбал, медные тарелки в духовом оркестре (муз. Арго).. ..

Сковорода

У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки.. ..

Сковорода

Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. Производным от звукоподражат. Основы сквар- (ср. Ст.-сл. Скваръ «жар, огонь», польск. Skwarzyć «жарить» и т. Д.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сковорода

Сковорода́ укр. Сковорода́, др.-русск. Сковорода, ст.-слав. Сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др.-чеш. Skravada, skrovada (*skovrada), польск. Skowroda, в.-луж. Škorodej, н.-луж. Škórodej, škórodwej, род. П. Škórodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Дальнейшее родство неясно (Мi. ЕW 305. Торбьёрнссон 2, 80 и сл.). Сравнивают с д.-в.-н. Scart-îsan "котелок, сковорода", ср.-в.-н. Scharte ж., schart м., ср. Р. (Клюге-Гётце 509. Торп 456. Брандт, РФВ 24, 176). Согласный -в- объясняют из с..

Сковорода

СКОВОРОДИН СКОВОРОДА СКОВОРОДНИК СКОВОРОДНИКОВВ старину были известн имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник - имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорда - кроме того что, кухонная приндлежность, еще и амбала, плоский камень, часть русской печи. Сковородник - длинный шест с приспосбление для удержания сковороды, им работают около печи. ПОлучается, что люди с похожими фамилиями, могли быть потомками совершенно противоположных по внешнему ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х - странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что 'замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси'. Сформулир..

Сковорода

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 70-х - странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". С..

Сковорода

Евр. Слово махават (Лев 2:5. 6:21. 7:9. 1Пар 23:29 - в Синод. Пер. - "печеное") обозначает лист железа, предназнач. Для выпечки или зажаривания продуктов питания (см. Хлеб). Кр. Того, для обозначения С. Употреблялось и евр. Слово каллахат (1Цар 2:14).. ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722-94), укр. Философ и поэт. Род. В с.Чернухи Полтавской губ. В семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской Академии (1738-42, затем 1744-50). Был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо знал древние и новые языки, писал поэмы, басни, филос. Диалоги. Много странствовал по Европе. После неск. Лет преподавательской работы С. В 70-х гг. Окончательно избрал путь независимости и стал странствующим мудрецом. Почти все его произведения были опубликованы посм..

Сковорода

(Лев.2:5 , Лев.7:9 , 1Цар.2:14 , 2Цар.13:9 и ·др.) - металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. До нас не дошли образцы сковород, какие были в употреблении у Иудеев и мы можем только предполагать, что они имели сходство с подобными же сосудами, употребляемыми в древней и новой Азии и в Египте. Об сковородах для жарения неоднократно упоминается в ·Ветх. Завете, как то видно из указанных выше цита..

Дополнительный поиск Сковорода Сковорода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сковорода" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сковорода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа