Созерцание
чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистической философской традиции можно выделить два основных понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (См. Интуиция). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого С. Выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял С. Как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля (См. Гуссерль) рассматриваются оба вида С. — «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»).
Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира. Лит. См. При ст. Теория познания..
Дополнительный поиск Созерцание
На нашем сайте Вы найдете значение "Созерцание" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Созерцание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа