Социология познания
(знания) направление теоретических и эмпирических исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-исторической обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов, социальных групп, организаций. Основные проблемы С. П. — учение о социальной сущности и обусловленности сознания, историческая природа познания, методология их изучения разработаны классиками марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням и степени адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития и классовые корни идеологии (См.
Идеология). Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания противостоит как их натуралистической трактовке, так и вульгарному социологизму (См. Вульгарный социологизм). В 20-х гг. 20 в. Складывается буржуазная С. П. Как относительно самостоятельная отрасль исследований (работы М. Шелера и К. Манхейма — Германия, а также П. Сорокина, Ф. Знанецкого (См. Знанецкий), Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Чайлда, Ч. Р. Миллса, В. Старка, П. Бергера, Т. Лукмана — США, и др.). Заимствуя из марксизма идею о социальной обусловленности сознания, буржуазная С. П., которая крайне разнородна в теоретическом и методологическом планах, интерпретирует её либо в явно идеалистическом духе, либо в духе узко понимаемого детерминизма (технологического, организационного, лингвистического и т.
Д.). При этом игнорируется роль общественно-исторической практики в формировании сознания, а из сферы социальной детерминации обычно исключается всё естественно-научное знание. Буржуазная С. П. В значительной части направлена против марксизма-ленинизма. В буржуазной С. П. При изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур, идей, их создателей и носителей социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение, идеологии, ценности и т.д.) рассматриваются главным образом как деформирующие процесс познания. С этим связана преобладавшая до конца 60-х гг. Тенденция к противопоставлению науки и идеологии, к «очищению» знания от ценностных суждений (концепции «деидеологизации», «конца идеологии»).
Вместе с тем с конца 60-х гг. Резко усилилась тенденция противоположного характера, особенно в США, к релятивизации научных знаний (см. Релятивизм), к идеологизации науки. При эмпирическом исследовании состояний сознания (общественных настроений, мнений и т. Д.) различных классов, социальных, профессиональных и др. Групп и общностей подчёркивается функциональный характер взаимоотношений между сознанием индивида и его непосредственным окружением. Представители буржуазной С. П. Придерживаются различных политико-идеологических ориентаций — от откровенно апологетических до буржуазно-демократических. В целом буржуазная С. П. Характеризуется хроническим кризисом её философско-методологическим принципов, что находит выражение в их постоянной смене и острой внутренней полемике.
Вместе с тем заслуживают внимания её эмпирический материал, техника и процедуры его сбора. В марксистской С. П. Изучаются методологические проблемы социологического подхода к сознанию и процессу познания, общественно-историческая природа познания, социально-классовая обусловленность объективного отражения действительности и его извращённых, иллюзорных форм — «ложного сознания». Подвергаются критике различные концепции буржуазной С. П. Проводятся также исследования механизмов познавательной деятельности, становления и функционирования различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных групп, коллективов. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3. Маркс К,, К критике политической экономии.
Предисловие, там же, т. 13. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 18. Его же, Философские тетради, там же, т. 29. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959. Мамардашвили М.К., Формы и содержание мышления, М., 1968. Москвичев Л. Н., Теория «деидеологизации». Иллюзии и действительность, М., 1971. Мегрелидзе К. Р., Основные проблемы социологии мышления, [2 изд.], Тб., 1973. Ленинская теория отражения и современная наука, в. 3 — Теория отражения и обществознание, София, 1973. Ребане Я. К., О некоторых методологических принципах оценки буржуазной «социологии знания», «Уч. Зап. Тартуского гос. Университета. Труды по философии», 1974, в. 17. The sociology of knowledge. A reader, ed. J. Curtis, 1. Petras, N.
Y., 1970. Friedrichs R., Sociology of sociology, N. Y., 1970. Л. Н. Москвичев.
Дополнительный поиск Социология познания
На нашем сайте Вы найдете значение "Социология познания" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социология познания, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 19 символа