Статистика транспорта
в СССР отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), объектом изучения которой является транспортная система, включающая как отдельные виды Транспорта общего пользования — ж.-д., морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный, так и транспорт необщего пользования — ведомственные подъездные пути, флот и автомобильный транспорт (см. Промышленный транспорт). В СССР основной источник данных С. Т. — сплошной текущий учёт и основанная на нём периодическая отчётность транспортных предприятий, а также специального статистического обследования сплошного и несплошного характера (например, ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки грузов). В С. Т. Выделяются следующие разделы.
Статистика перевозок. Эксплуатационная. Основных фондов и технической вооружённости. Труда. Материально-технического снабжения. Финансов. Статистика перевозок исследует продукцию транспорта — перемещение грузов и пассажиров. Перевозки грузов характеризуются следующими показателями. Отправлено, прибыло, перевезено (т). Грузооборот (т *км). Средняя дальность перевозки (км), средняя густота перевозок (т), средняя продолжительность (сут) и скорость доставки грузов (км/сут). Межрайонный (по ж.-д. Транспорту — и междудорожный) обмен и транспортный баланс районов страны по отдельным грузам. Аналогичные показатели, за некоторым исключением, определяются и по пассажирским перевозкам. Эти показатели — общие для всей транспортной системы.
Совокупная (приведённая) продукция на всех видах транспорта, кроме воздушного, определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота. Объект эксплуатационной С. Т. — наличный парк подвижных перевозочных средств, их работа и использование. Объём работы подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом (т км, Нетто и Брутто), пробегом. Сопоставлением объёмных показателей и затрат времени подвижного состава в различных сочетаниях определяются показатели использования перевозочных средств. Среднесуточная производительность единицы перевозочных средств (двухосного условного вагона, локомотива, тонны грузоподъёмности или лошадиной силы мощности), среднесуточный пробег, средняя техническая и участковая (коммерческая) скорости (См.
Скорость) движения перевозочных средств. Кроме того, на отдельных видах транспорта определяются свойственные только им показатели. Доля порожнего пробега вагонов, среднее время оборота и показатели нагрузки грузового вагона, средний вес и состав поезда — на ж.-д. Транспорте. Чистая производительность речного судна (за время хода с грузом), средняя продолжительность оборота баржи за рейс — на речном транспорте и др. Материально-техническая база изучается С. Т. На основе натурального и стоимостного выражения основных средств с целью оценки использования производственных фондов транспорта, исследования пропорциональности развития отдельных элементов транспортной системы и соответствия уровня технической базы транспорта развитию народного хозяйства.
Для решения этих задач особо важное значение имеет паспортизация технических средств и единая классификация основных фондов в народном хозяйстве. Важнейшие показатели — протяжённость путей сообщения и инвентарные парки подвижного состава. Статистика труда на транспорте изучает численность, состав и движение рабочей силы. Использование рабочего времени и производительность труда. Фонд заработной платы и среднюю заработную плату работников. В этом разделе С. Т. Специфичным является измерение затрат труда работников, непосредственно связанных с осуществлением перевозочного процесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатационного контингента. В статистике материально-технического снабжения особое значение имеют показатели абсолютного и удельного расхода энергетических ресурсов на перевозки, т.к.
На транспорте топливо и электроэнергия — основные виды материальных затрат. Финансовая статистика исследует доходы, расходы, доходность и себестоимость перевозок, а также общую рентабельность работы отдельных видов транспорта. Доходы в основном учитываются по моменту и месту их получения, кроме ж.-д. Транспорта, где доходы отдельных дорог от перевозок в прямом сообщении определяются расчётным путём в процессе разработки сведений о перевозках. В анализе расходов и прибыли используются данные бухгалтерского учёта (См. Бухгалтерский учёт). На современном этапе строительства материально-технической базы коммунизма (См. Материально-техническая база коммунизма) перед С. Т. Стоят задачи исследования закономерностей и пропорциональностей развития транспортной системы как отрасли материального производства, выявления степени удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, создания единой системы С.
Т. Организация С. Т. В других социалистических странах во многом идентична С. Т. В СССР. Вопросы методологии исчисления показателей С. Т. В 60—70-е гг. 20 в. Неоднократно обсуждались на совещаниях экспертов по статистике в рамках СЭВ и ООН. В капиталистических странах С. Т. Характеризует в основном перевозки, протяжённость путей сообщения и доходы отдельных видов транспорта. Лит. Исторический очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798—1898 гг., СПБ, 1898. Кочетов И. В., Железнодорожная статистика, 2 изд., М., 1953. Лебедев Е. П., Транспортная статистика, 2 изд., М., 1964. Транспорт и связь СССР. Статистич. Сб., М., 1972. Е. П. Леонова, Э. А. Свиридова.
Дополнительный поиск Статистика транспорта
На нашем сайте Вы найдете значение "Статистика транспорта" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Статистика транспорта, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 21 символа