Статистика транспорта

66

в СССР отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), объектом изучения которой является транспортная система, включающая как отдельные виды Транспорта общего пользования — ж.-д., морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный, так и транспорт необщего пользования — ведомственные подъездные пути, флот и автомобильный транспорт (см. Промышленный транспорт). В СССР основной источник данных С. Т. — сплошной текущий учёт и основанная на нём периодическая отчётность транспортных предприятий, а также специального статистического обследования сплошного и несплошного характера (например, ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки грузов). В С. Т. Выделяются следующие разделы.

Статистика перевозок. Эксплуатационная. Основных фондов и технической вооружённости. Труда. Материально-технического снабжения. Финансов. Статистика перевозок исследует продукцию транспорта — перемещение грузов и пассажиров. Перевозки грузов характеризуются следующими показателями. Отправлено, прибыло, перевезено (т). Грузооборот (т *км). Средняя дальность перевозки (км), средняя густота перевозок (т), средняя продолжительность (сут) и скорость доставки грузов (км/сут). Межрайонный (по ж.-д. Транспорту — и междудорожный) обмен и транспортный баланс районов страны по отдельным грузам. Аналогичные показатели, за некоторым исключением, определяются и по пассажирским перевозкам. Эти показатели — общие для всей транспортной системы.

Совокупная (приведённая) продукция на всех видах транспорта, кроме воздушного, определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота. Объект эксплуатационной С. Т. — наличный парк подвижных перевозочных средств, их работа и использование. Объём работы подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом (т км, Нетто и Брутто), пробегом. Сопоставлением объёмных показателей и затрат времени подвижного состава в различных сочетаниях определяются показатели использования перевозочных средств. Среднесуточная производительность единицы перевозочных средств (двухосного условного вагона, локомотива, тонны грузоподъёмности или лошадиной силы мощности), среднесуточный пробег, средняя техническая и участковая (коммерческая) скорости (См.

Скорость) движения перевозочных средств. Кроме того, на отдельных видах транспорта определяются свойственные только им показатели. Доля порожнего пробега вагонов, среднее время оборота и показатели нагрузки грузового вагона, средний вес и состав поезда — на ж.-д. Транспорте. Чистая производительность речного судна (за время хода с грузом), средняя продолжительность оборота баржи за рейс — на речном транспорте и др. Материально-техническая база изучается С. Т. На основе натурального и стоимостного выражения основных средств с целью оценки использования производственных фондов транспорта, исследования пропорциональности развития отдельных элементов транспортной системы и соответствия уровня технической базы транспорта развитию народного хозяйства.

Для решения этих задач особо важное значение имеет паспортизация технических средств и единая классификация основных фондов в народном хозяйстве. Важнейшие показатели — протяжённость путей сообщения и инвентарные парки подвижного состава. Статистика труда на транспорте изучает численность, состав и движение рабочей силы. Использование рабочего времени и производительность труда. Фонд заработной платы и среднюю заработную плату работников. В этом разделе С. Т. Специфичным является измерение затрат труда работников, непосредственно связанных с осуществлением перевозочного процесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатационного контингента. В статистике материально-технического снабжения особое значение имеют показатели абсолютного и удельного расхода энергетических ресурсов на перевозки, т.к.

На транспорте топливо и электроэнергия — основные виды материальных затрат. Финансовая статистика исследует доходы, расходы, доходность и себестоимость перевозок, а также общую рентабельность работы отдельных видов транспорта. Доходы в основном учитываются по моменту и месту их получения, кроме ж.-д. Транспорта, где доходы отдельных дорог от перевозок в прямом сообщении определяются расчётным путём в процессе разработки сведений о перевозках. В анализе расходов и прибыли используются данные бухгалтерского учёта (См. Бухгалтерский учёт). На современном этапе строительства материально-технической базы коммунизма (См. Материально-техническая база коммунизма) перед С. Т. Стоят задачи исследования закономерностей и пропорциональностей развития транспортной системы как отрасли материального производства, выявления степени удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, создания единой системы С.

Т. Организация С. Т. В других социалистических странах во многом идентична С. Т. В СССР. Вопросы методологии исчисления показателей С. Т. В 60—70-е гг. 20 в. Неоднократно обсуждались на совещаниях экспертов по статистике в рамках СЭВ и ООН. В капиталистических странах С. Т. Характеризует в основном перевозки, протяжённость путей сообщения и доходы отдельных видов транспорта. Лит. Исторический очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798—1898 гг., СПБ, 1898. Кочетов И. В., Железнодорожная статистика, 2 изд., М., 1953. Лебедев Е. П., Транспортная статистика, 2 изд., М., 1964. Транспорт и связь СССР. Статистич. Сб., М., 1972. Е. П. Леонова, Э. А. Свиридова.

Значения в других словарях
Статистика технического прогресса

отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), изучающая технический прогресс в народном хозяйстве, состояние и изменение технического уровня производства и выпускаемой продукции, создание и внедрение новых машин, материалов, прогрессивных технологических процессов. В СССР источниками данных С. Т. П. Служат периодическая отчётность и годовые отчёты предприятий, организаций, строек, совхозов и колхозов, материалы единовременных учётов и специальных выборочных обследований. Важн..

Статистика торговли

отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. В дореволюционной России С. Т. По существу не было. Статистические наблюдение и публикация ограничивались в основном данными биржевых оборотов и внешней торговли. Не было и прямых статистических данных о внутренней торговле (о торговой сети, к..

Статистика труда

отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), изучающая количественные закономерности массовых явлений в области воспроизводства трудовых ресурсов (См. Трудовые ресурсы) и эффективности их использования. С. Т. Разрабатывает и анализирует показатели занятости, организации и условий труда, качественного состава работающих (распределение их по полу, возрасту, образованию, профессиям и др.), производительности труда (См. Производительность труда), механизации труда, использования..

Статистика финансов

отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), предметом изучения которой являются закономерности и массовые процессы, происходящие в области финансов, денежного обращения и кредита. Основными задачами советской С. Ф. Являются сбор, обработка и анализ показателей, характеризующих финансовые отношения в народном хозяйстве, наблюдение за ходом выполнения финансовых планов. Сов. С. Ф. Подразделяется на статистику государственного бюджета, банковскую статистику, статистику сберега..

Дополнительный поиск Статистика транспорта Статистика транспорта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Статистика транспорта" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Статистика транспорта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 21 символа