Стендаль
IСтенда́ль (Stendhal) [псевдоним. Настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль, — 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката. Воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в военное министерство. Участвовал в итальянском походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806—14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона (1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился с итальянскими романтиками, подружился с Дж.
Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во французской и английской оппозиционной прессе. В 1830 стал французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее десятилетие своей жизни. Первые произведения С. Были посвящены музыке, которую он называл своей «самой сильной» страстью. В работах «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1817), «Жизнь Россини» (1824) эстетические вкусы и симпатии С. Выражены вполне определенно. Он больше всего тяготел к итальянской опере (Д. Чимароза, Дж. Россини) с её мелодическим пением, искусством бельканто, к классическому симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта. В книге «История живописи в Италии» (т. 1—2) и «Рим, Неаполь и Флоренция» (обе 1817) идеалистическая эстетика критикуется с позиций культурно-исторического метода, развивается взгляд на искусство как на средство отображения и познания действительности.
В дальнейшем С. Не раз выступал в роли блестящего популяризатора искусства («Прогулки по Риму», 1829, и др.). В 1822 С. Опубликовал трактат «О любви» — опыт конкретного психологического анализа, обогащенного личными переживаниями и наблюдениями. Свидетельством активного участия С. В спорах о романтических и классических направлениях в литературе служат две версии памфлета «Расин и Шекспир» (1823 и 1825), в которых он, противопоставляя глубокое и страстное искусство У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых «трёх единств», создания новой драматургии, современной по духу. Защищая романтизм, С. В то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистического направления в литературе.
Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирическое изображение мирка светской черни — все эти черты реалистического метода С. Наметились уже в его первом, ещё не свободном от некоторого схематизма романе «Арманс» (т. 1—3, 1827). В новелле «Ванина Ванини» (1829) сочувственно обрисован итальянский патриот-карбонарий. Роман «Красное и чёрное» (1831) носит подзаголовок «Хроника XIX века». В нём С. Рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе — это описание драматического единоборства юного Жюльена Сореля с самим собой.
Природная честность, врождённое великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели. Ещё большей социальной остроты и обличительного пафоса С. Достигает в неоконченном романе «Люсьен Левен» (1834—1836, опубликован 1929), где будни Июльской монархии (См. Июльская монархия), пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомического фарса. Пользуясь приёмами гротеска, С. Обнажает отвратительную сущность государственного аппарата Луи Филиппа, в котором царят подкуп, клевета, шантаж.
Показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими. Обличает приспособленчество части французской интеллигенции. В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героических деяний, которым, по убеждению С., не было места в современной ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам национально-освободительной борьбы итальянского народа против австрийских поработителей. Толчком для создания романа «Пармская обитель» (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом деле происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. Превращает изображение нравов этого крохотного полицейского государства в символическую картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн (См.
Наполеоновские войны). В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии. Из тех же источников С. Черпал сюжеты для «Итальянских хроник» (создавались на протяжении 30-х гг. Отдельно изданы 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности и лицемерия нравов французской аристократии и буржуазии середины 19 в. Сатирическому показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены «Записки туриста» (т. 1—2, 1838). С. Оставил немало произведений, опубликованных уже посмертно. К ним относятся автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (1835, изд.
1890) и «Воспоминания эготиста» (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологических наблюдений, неоконченный роман «Ламьель» (1839—42, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912—13), композиционно примыкающие к циклу «Итальянских хроник», а также дневники и обширная переписка. Творчеству С. Свойственно органическое сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологической глубины. Вся его литературная деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически-объёмные, полнокровные образы, в которых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи. Заслуживший при жизни признание немногих (П.
Мериме, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. Был заново «открыт» во 2-й половине 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвященных ему монографий и периодических изданий. Ни одно поколение французских писателей не проходит мимо его творческого наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено несколько фильмов-экранизаций произведений С., в том числе «Ванина Ванини» (1922), «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954). В России сочинения С. Стали известны уже в 30-е гг. 19 в. Ими восхищались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой. Соч. [CEuvres completes], etabl. Du texte et pref. Par H. Martineau, [v. 1—79], P., 1927—37. В рус. Пер.— Собр. Соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Ревазова, т. 1—15, Л.
— М.,[1933]—1950. Собр. Соч. В 15 тт. [Общая ред. И вступ. Ст. Б. Г. Реизова], т. 1—15, М., 1959. Лит. Луначарский А, В., Стендаль, Собр. Соч., т..), М., 1965. Реизов Б. Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968. Его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974. Горький М., [Преднел.], в кн. Виноградов А. К., Избр. Произв., т. 1, Три цвета времени, М., 1960. Виноградов А. К., Стендаль и его время, 2 изд., М., 1960. Эренбург И., Уроки Стендаля, в его кн. Французские тетради, М., 1958. Фрид Я., Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд., М., 1967. Прево Ж., Стендаль, М.—Л., 1960. ThibaudetA., Stendhal, P., 1931. Martineau Н., Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948. «Europe», 1972, № 519—521 (номер посвящен Стендалю). Ю. Н. Стефанов. Стендаль. Стендаль. «Красное и черное».
Кадр из фильма. Режиссер К. Отан-Лора. 1954.IIСте́ндаль (Stendal) город в ГДР, на р. Лихте, в округе Магдебург. 39 тыс. Жителей (1974). Крупный ж.-д. Узел. Предприятия пищевой и металлообрабатывающей промышленности.
Дополнительный поиск Стендаль
На нашем сайте Вы найдете значение "Стендаль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стендаль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа