Стендаль Анри Мари

84

Стендаль (Stendhal) [псевдоним. Настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль, ‒ 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката. Воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в военное министерство. Участвовал в итальянском походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806‒14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона (1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился с итальянскими романтиками, подружился с Дж.

Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во французской и английской оппозиционной прессе. В 1830 стал французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провёл последнее десятилетие своей жизни. Первые произведения С. Были посвящены музыке, которую он называл своей «самой сильной» страстью. В работах «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1817), «Жизнь Россини» (1824) эстетические вкусы и симпатии С. Выражены вполне определенно. Он больше всего тяготел к итальянской опере (Д. Чимароза, Дж. Россини) с её мелодическим пением, искусством бельканто, к классическому симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта. В книге «История живописи в Италии» (т. 1‒2) и «Рим, Неаполь и Флоренция» (обе 1817) идеалистическая эстетика критикуется с позиций культурно-исторического метода, развивается взгляд на искусство как на средство отображения и познания действительности.

В дальнейшем С. Не раз выступал в роли блестящего популяризатора искусства («Прогулки по Риму», 1829, и др.). В 1822 С. Опубликовал трактат «О любви» ‒ опыт конкретного психологического анализа, обогащенного личными переживаниями и наблюдениями. Свидетельством активного участия С. В спорах о романтических и классических направлениях в литературе служат две версии памфлета «Расин и Шекспир» (1823 и 1825), в которых он, противопоставляя глубокое и страстное искусство У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых «трёх единств», создания новой драматургии, современной по духу. Защищая романтизм, С. В то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистического направления в литературе.

Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирическое изображение мирка светской черни ‒ все эти черты реалистического метода С. Наметились уже в его первом, ещё не свободном от некоторого схематизма романе «Арманс» (т. 1‒3, 1827). В новелле «Ванина Ванини» (1829) сочувственно обрисован итальянский патриот-карбонарий. Роман «Красное и чёрное» (1831) носит подзаголовок «Хроника XIX века». В нём С. Рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе ‒ это описание драматического единоборства юного Жюльена Сореля с самим собой.

Природная честность, врождённое великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели. Ещё большей социальной остроты и обличительного пафоса С. Достигает в неоконченном романе «Люсьен Левен» (1834‒1836, опубликован 1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомического фарса. Пользуясь приёмами гротеска, С. Обнажает отвратительную сущность государственного аппарата Луи Филиппа, в котором царят подкуп, клевета, шантаж.

Показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими. Обличает приспособленчество части французской интеллигенции. В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героических деяний, которым, по убеждению С., не было места в современной ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам национально-освободительной борьбы итальянского народа против австрийских поработителей. Толчком для создания романа «Пармская обитель» (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом деле происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. Превращает изображение нравов этого крохотного полицейского государства в символическую картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн.

Значения в других словарях
Стендаль

IСтенда́ль (Stendhal) [псевдоним. Настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль, — 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката. Воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в военное министерство. Участвовал в итальянском походе Наполеона I (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806—14) исколесил почти всю Ев..

Стендаль (город в ГДР)

Стендаль (Stendal), город в ГДР, на р. Лихте, в округе Магдебург. 39 тыс. Жителей (1974). Крупный ж.-д. Узел. Предприятия пищевой и металлообрабатывающей промышленности.. ..

Стенде

посёлок городского типа в Талсинском районе Латвийской ССР. Ж.-д. Станция на линии Вентснилс — Рига. Леспромхоз, завод комбикормов, предприятия ж.-д. Транспорта. Близ С. — Государственная селекционная станция. ..

Стендовая стрельба

вид стрелкового спорта (См. Стрелковый спорт), спортивная стрельба на траншейном или круглом стенде стрелковом (См. Стенд стрелковый) по выбрасываемым метательными устройствами мишеням-тарелочкам. ..

Дополнительный поиск Стендаль Анри Мари Стендаль Анри Мари

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стендаль Анри Мари" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стендаль Анри Мари, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа